Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Идеи

Выборы

Местное самоуправление

Право и религия

Гражданское общество

Точка зрения

Горизонты понимания

Наш анонс

Наш анонс

Nota bene

№ 1 (58) 2012

Развитие ученического самоуправления как инструмент гражданского образования

Сергей Игнатенко, педагог-организатор основ безопасности жизнедеятельности, школа № 86 (Ростов-на-Дону)

Рассматривая ученическое самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива школьников, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, хочу обратить внимание на важнейший его компонент — на детскую общественную организацию.

Нет сомнения, что на основе добровольного сотрудничества волонтерская работа способствует развитию у обучающихся не только эмоциональной отзывчивости, но и ответственности, справедливости, нужности местному сообществу.

Волонтерская работа может быть организована совместно с общественными организациями города в форме социально значимых дел — помощи ветеранам, работы в домах ребенка и т.д. Такой опыт в дальнейшем поможет школьникам уверенно действовать в различных жизненных ситуациях, способствовать становлению подростка как граждански активной личности.

В соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 гг.» развитие самоуправления в общеобразовательном учреждении рассматривается сегодня в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. Однако во многих школах оно до сих пор воспринимается как нечто второстепенное, необязательное, несмотря на то, что в уставе каждого общеобразовательного учреждения, как правило, данное положение четко прописано.

Основное предназначение ученического самоуправления — удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, связанные прежде всего с защитой их гражданских прав и интересов, с участием в решении насущных проблем школы.

Хотя нередко к нему относятся как к проведению разовых мероприятий, когда дети «играют в демократию», ученическое самоуправление открывает для каждого школьника возможность проявить свои личные способности, найти интересное для себя дело и взять персональную ответственность за его выполнение. Иными словами, самоуправление — не показуха и не факультатив, это поиск смысла жизни учащимися.