Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Тема номера

Итоги президентства В.В. Путина

Семинар

Концепция

Дискуссия

Точка зрения

Жизнь в профессии

Идеи и понятия

Наш анонс

Nota bene

№ 1 (44) 2008

Новый общественно-политический словарь

Пьер Мюллер

Новый общественно-политический словарь. Составление: Лори Буссаге, Софи Жако, Полин Равинэ. Предисловие П. Мюллера. / Пер. с франц. В.И. Божовича.

Анализ публичной политики приобрел во Франции в последние десятилетия впечатляющий размах. По словам автора предисловия п. Мюллера, эта дисциплина сегодня наверстывает свое отставание в стране. Поэтому возникла потребность в обобщающей работе, предлагающей набор инструментов (терминов и понятий), используемых для анализа публичной политики. Словарь дает представление не только о старых понятиях, таких как администрация, государство, капитализм, экспертиза, группа интересов и т. д., и о современных теоретических и методологических спорах по поводу их содержания и смысла, но и возможность познакомиться с новыми концептами, такими как воздействие информации, европеизация, оценка, новый публичный менеджмент и др. Словарь содержит около 60 терминов и nонятий, позволяя составить достаточно полное представление об изменении способа «мыслить государство», то есть понять перемены в сфере организации общественно-политической жизни в странах западной демократии в контексте европеизации, глобализации и изменившихся отношений между администрацией и гражданским обществом. Его авторы специалисты из разных европейских стран и Северной Америки*.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Анализ разных сфер политики как международная дисциплина

Недавно возникшая дисциплина, анализ публичной политики, является среди политических наук наименее "французской". С самого начала она сформировалась на основе понятий североамериканского происхождения, принятие которых разбило вдребезги французскую традицию изучения административных отношений на основе гражданского права. Огромная заслуга нового подхода состоит в том, что он вскрыл "черный ящик" Государства, сделав предметом исследования содержание про грамм публичной деятельности, поставив вопрос именно о происхождении рассматриваемых проблем и зарождении принимаемых решений. В то же время он поставил под сомнение понятие "решение" и, следовательно, идею единственного и идентифицируемого лица, "принимающего решение", вплоть до того, что само существование такого лица оказалось под вопросом. Опираясь на труды по социологии организаций, этот подход также показал, что осуществление правительственных программ, весьма не похожее на спокойную череду мероприятий, осуществляемых sine ira ас studiо* согласно веберовской модели, может таить для наших правителей серьезные неожиданности. Все это рисует нам образ правительства и администрации, за уверенностью которых часто скрывается сомнительность способов осуществления выбора решений и ограниченная рациональность действий. С этой точки зрения следует всячески рекомендовать чтение данного труда нашим высшим чиновникам, для которых сегодня анализ публичной политики все еще остается экзотической дисциплиной.

Включенность этого труда в контекст международных исследований выражается также в наличии в нем понятий, которые оказываются в центре академических споров в международных журналах и на международных встречах: вопрос управляемости, неоинституциональные подходы, поиски инструментов публичной политики. Наличие среди авторов многих иностранных коллег свидетельствует о такой интернациональной открытости.

Перспективный взгляд на французскую специфику

Установка на включенность в международный научный контекст не мешает данному труду подчеркивать оригинальность определенного числа французских исследований. В отличие от международного мейнстрима, где существенно преобладают подходы, основанные на рациональном выборе, — а такие подходы совершенно необходимо знать во Франции, — мы встречаем в статьях словаря изложение точек зрения, менее распространенных в мире и являющихся элементами оригинального вклада французских университетских ученых в изучение публичной деятельности. Так, мы можем сослаться на подходы, выраженные в терминах публичной контроверзы (столкновения мнений) и интерпретации, дающие иную трактовку отношений между творцами и "адресатами" политических решений, исследований взаимодействия между различными ветвями публичной политики и территориями, контрактных отношений и когнитивных подходов, предлагающих рамки анализа, основанного на интерпретации политик как конструирования того или иного видения мира.

Все эти подходы, разумеется, используются не только во Франции, но здесь они разрабатываются более интенсивно, и словарь открывает перспективу сопоставления их с взглядами, распространенными в международной литературе. Цель этого труда будет достигнута, если он поможет интеграции французских исследований в международный контекст, особенно благодаря участию молодых ученых, подчеркивая оригинальность исследований, ведущихся в нашей стране.

Установка на теоретическую и методологическую открытость

Мы переходим, таким образом, к третьей особенности этого словаря. В противоположность многочисленным работам, для которых характерна приверженность к определенной проблематике и определенной школе, составители данного издания предпочли как можно шире открыть двери для разнообразных и даже противоположных подходов (когнитивных, экономических, организационных, социоисторических, социологических, связанных с публичной деятельностью). Это позволяет, по мере возможности, дать реальное представление о нынешнем состоянии живой научной дисциплины, пронизанной разногласиями и спорами. Однако, хотя читатель действительно получит, как было сказано, "набор инструментов" для анализа публичной политики, это не означает, что он найдет здесь инструкцию для понимания деятельности правительств. Он сам должен будет, в каком-то смысле, выбирать свой лагерь, дополняя краткие статьи словаря материалами из приводимой библиографии.

Можно усмотреть связь между этой установкой на открытость и не декларированным, а реально существующим стремлением рассматривать анализ публичных политик не в качестве самоцели и в отрыве от других областей политического знания, но как еще один взгляд на политику и Государство, еще один способ исследовать политический объект, чтобы разобраться в его функционировании. С этой точки зрения книга просто насыщена спорами, иногда очень острыми, но, будем надеяться, плодотворными, которые специалисты по публичной политике ведут со своими коллегами, работающими в сфере представительства и мобилизации в публичном пространстве.