Оглавление:
К читателю
Семинар
Тема номера
XXI век: вызовы и угрозы
-
Национальные интересы России и внешняя политика
-
От точечного антитерроризма к глобальному [контр]террору
Концепция
Дискуссия
Свобода и культура
Личный опыт
Новые практики и институты
Nota bene
In memoriam
№ 4 (39) 2006
"Главное… чтобы люди поверили в свои возможности"*

Я возглавляю один из самых известных регионов в Российской Федерации, являющийся родиной не только В.И. Ленина, но и Н.М. Карамзина, И.А. Гончарова, Н.М. Языкова, А.Ф. Керенского, В.В. Розанова и многих других известных писателей, ученых, общественных деятелей.
Поделюсь своими мыслями о том, каким я вижу будущее Ульяновской области.
Одной из ключевых проблем любой сферы деятельности является проблема пространства, когда никто не хочет уступать свое место. С ней, кстати, хорошо знакомы бизнесмены, выходящие на рынок, где их никто не ждет с распростертыми объятиями. И то же самое относится к региональным политикам, политическим партиям, общественным движениям и к стране в целом. Поэтому не случайно проблема конкурентоспособности вышла сегодня на первое место в национальной повестке дня. И я думаю, вы согласитесь, что для ее решения требуется успешное проведение преобразований во всех областях. Приэтом замечу, что одновременное их проведение, то есть своеобразная «достройка» государства, — это не какая-то прихоть власти, а жизненная необходимость.
Некогда Ульяновская область входила в число тридцати самых благополучных регионов СССР, обладала огромным потенциалом и ее население жило значительно лучше, чем, например, наши соседи в Самарской области, Мордовии, Чувашии. Но, к сожалению, в силу не продуманных политических решений экономика региона к концу 90-х годов оказалась, прямо скажем, в плачевном положении.
Если очень кратко сформулировать стартовые позиции области на начало 2005 года, когда я был избран губернатором, то они таковы. На территории нашего региона проживает один процент населения Российской Федерации, который производит лишь полпроцента валового внутреннего продукта страны. За последнее десятилетие этот показатель снизился более чем в полтора раза. В комплексном рейтинге социально-экономического развития четырнадцати регионов Приволжского федерального округа Ульяновская область по итогам 2004 года заняла последнее место. В сельском хозяйстве по размерам посевных площадей, валовому сбору зерновых культур и поголовью скота во всех категориях хозяйств показатели за 2004 год были ниже, чем в довоенном 1940-м. Среднедушевые доходы бюджета были самыми низкими в Приволжском федеральном округе, государственный долг области составлял порядка двух с половиной миллиарда рублей, долги перед газовиками и энергетиками — почти 4,5 миллиарда. Тогда всерьез встал вопрос даже о нашей состоятельности в качестве самостоятельного субъекта Российской Федерации. На Ульяновскую область часто ссылались как на пример тупости, лености, нежелания ее руководства вести преобразования. Мне об этом неприятно говорить, но это так. Отопительный сезон в областном центре на протяжении многих лет начинался в ноябре и кончался 15 марта, а с 16 марта и до ноября у ульяновцев не было горячей воды. Поэтому не приходится удивляться той политической и духовной обстановке, которая существовала. Она была просто удручающей. По данным социологических опросов, в конце 2004 года 75 процентов ульяновцев крайне негативно оценивали деятельность администрации региона и примерно у 55 процентов было твердое убеждение, что они живут хуже всех в России. Восемь из десяти жителей области говорили, что у региона нет будущего и из него надо уезжать.
В то время мы часто вспоминали известную фразу Михаила Булгакова, что разруха начинается в головах, давая характеристику тем неумелым действиям, которые предпринимались тогдашними руководителями области. И задавали вопрос: можно ли вывести из такой ситуации «депрессивный» регион и сделать его конкурентоспособным?
Предложений было много. Одно из них обсуждалось вполне серьезно и сводилось к тому, что надо повысить тарифы на жилищно-коммунальные услуги, чтобы не было так называемых выпадающих доходов, отказаться от всех социальных гарантий, запретить дополнительные социальные выплаты и сосредоточиться только на экономике. И, думаю, это было правильно, потому что в любом случае многое начинается с экономики. Но как после этого смотреть в глаза людям, которые живут рядом, своим родителям, родственникам?.. Были предложения пойти другим путем. В том числе поставить перед руководством страны вопрос об объединении с одним из ближайших регионов. Сейчас, по прошествии полутора лет работы в должности губернатора могу сказать, что из множества возможных путей нам удалось выбрать свой собственный и, на мой взгляд, наиболее оптимальный.
Первое и самое главное: мы решили прежде всего изменить отношение людей к происходящему, дать им возможность поверить в свои возможности, независимо от того, каких политических взглядов они придерживаются. То есть привлечь к решению проблем всех, кто обладает гражданским сознанием. До этого у меня уже был некоторый опыт вывода территории из достаточно сложной ситуации в Димитровграде. Там в 2002 году, возглавляя мэрию города, мы с коллегами сосредоточились на повышении культуры горожан. Именно эта инициатива дала возможность городу стать узнаваемым и позволила после выхода из экономического тупика добиться не только статуса «культурной столицы» Приволжского федерального округа, но и сделать второй по величине город Ульяновской области одним из лучших в России по благоустройству. Димитровград стал городом, в котором люди хотели жить и работать во многом благодаря тому, что мы совместно с Институтом экономики города, социологами, рядом общественных организаций проводили встречи с наиболее активной частью горожан, обсуждали на них самые острые проблемы, искали пути их решения.
Так и в Ульяновской области мы решили опереться в первую очередь на силы гражданского общества. Мы создали более двух десятков общественных советов при губернаторе и передали им, лишив этого чиновников, часть властных полномочий. В итоге целый ряд проблем, годами копившихся, скажем, в такой отрасли, как строительство жилья, стал успешно решаться за счет ликвидации излишних административных барьеров.
Опираясь на систему общественных советов, мы стали вести борьбу с подобного рода бюрократизмом и волокитой, решать вопросы благоустройства городов и населенных пунктов. Это очень непростая задача — изменить отношение граждан к территории своего проживания. Непростая, но, как оказалось, вполне решаемая. В прошлом году, в частности, мы провели в Ульяновске очень интересный «фестиваль скамеек». Важно, что на мое предложение провести такой фестиваль откликнулись вначале не столько чиновники, сколько сами горожане и бизнесмены. И в городе появились просто выдающиеся скамейки — приезжайте к нам и вы их увидите. А в этом году дарим городским дворам детские и спортивные площадки, украшаем областной центр оригинальными скульптурами и памятниками, такими, например, как «Мост влюбленных», где молодые люди назначают свидания. Заложили прекрасный розарий, начинаем восстанавливать набережные.
Естественно, одним из принципиально важных вопросов было погашение всех долгов, накопившихся перед жителями области, особенно перед работниками бюджетной сферы. Могу сказать, что на сегодняшний день ситуация в этой сфере тоже кардинально изменилась. За прошлый год мы погасили долги по зарплате бюджетникам, сейчас решаем проблему выплат прошлых лет по детским пособиям и «книжным». Помогла этому и наша акция «Лицом к человеку». Каждый месяц в зале совещаний администрации у нас собираются люди, обращавшиеся до этого в разные органы власти с жалобами на тех или иных чиновников. Не получив ответа, они приходят на прием к губернатору. Когда их слушаешь, понимаешь, насколько все же некоторые наши чиновники не уважают своих сограждан. И вот таких чиновников мы сажаем с одной стороны, а заявителей жалоб — с другой, и спрашиваем тех и других, что необходимо сделать, чтобы быстрее решить тот или иной вопрос. Все это, естественно, в присутствии журналистов, телекамер, практически в «прямом эфире». И уверяю вас, после таких встреч у многих чиновников уже исчезает желание заниматься волокитой.
Замечу также, что мы стали больше внимания уделять средствам массовой информации. Доводим регулярно до сведения журналистов, какие приняты меры после их критических публикаций и выступлений. Причем и в этом случае приглашаем на встречи журналистов вместе с чиновниками и обсуждаем появившиеся в областных и муниципальных СМИ статьи и сюжеты, показанные по телевидению, и принимаем соответствующие решения.
Наконец, своеобразным нашим «ноу-хау» стала молодежная политика, рассчитанная не только на поддержку молодежных инициатив, но и на активное вовлечение юношей и девушек в общественную жизнь. Кстати, 2006 год в нашей области, единственной в Российской Федерации, был объявлен Годом молодежи. Среди множества мероприятий мы провели Дни дублеров, когда все региональные чиновники и губернатор на три дня были отстранены от занимаемых должностей и вся власть была передана в руки молодежи. Дублеры три дня руководили территорией области, в том числе и в каждом муниципальном образовании. Хочу подчеркнуть, что никаких чрезвычайных происшествий при этом не произошло, система управления работала нормально. Зато молодые люди получили возможность посмотреть, как работает власть, что называется «изнутри». А мы получили уникальный шанс увидеть в деле тех, кто не сегодня-завтра может прийти на работу в органы власти. Ведь уже сейчас несколько руководящих должностей в аппарате правительства области, в том числе и должности министров, занимают молодые люди, которым нет еще и 30 лет. И я считаю, что это нормально. В ближайшее время мы будем проводить областной конкурс «Молодежный кадровый резерв». А следующий год по инициативе наших юношей и девушек будет объявлен Годом молодежи в рамках всего Приволжского федерального округа. Приэтом я не исключаю, что он будет объявлен и в Российской Федерации. Совсем недавно я встречался с руководством Общественной палаты и мы говорили о том, что это — уникальный шанс для реализации молодежного потенциала России.
Достижение общественного согласия и политической стабильности в стране я рассматриваю как важнейшее условие для реализации преобразований и считаю, что качество работы органов власти в области должно соответствовать духу времени.
Я доволен, что нам удалось создать систему управления, в которой все ведущие чиновники регионального правительства занимают сегодня свои должности не после собеседования с губернатором, а после обсуждения с руководителями общественных организаций, политических партий, депутатским корпусом. Эта общественная кадровая комиссия оценивала профессиональные и человеческие качества каждого члена правительства области.
Сегодня у нас есть понимание, что мы идем правильной дорогой. Мы изменили Устав области и не только создали правительство региона, но и пошли дальше в рамках 131-го Федерального закона о местном самоуправлении, учредив на постоянной основе Ассоциацию муниципальных образований. Я думаю, пока — единственную в Российской Федерации. Был сформирован губернаторский совет, куда вошли все главы городов и районов области, совет глав поселений, и я подписал также распоряжение о создании общественно-консультативного совета руководителей представительных и законодательных органов власти для выработки единой нормотворческой политики в регионе.
Все эти меры позволили вернуть региону управляемость и создать необходимое условие для решения нашей ключевой задачи: мы просто обязаны войти в число 30 ведущих регионов России. И люди в это поверили.
Как этого добиться? Начну с тривиального: конкурентоспособность означает востребованность для других. Неважно, человека или целого региона. То есть задача номер один — повышать востребованность области, ее предприятий. Добиться этого можно лишь через включение промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг региона в систему мирового разделения труда, чтобы мировые финансовые потоки хотя бы краешком касались Ульяновской области. Именно в этом и состоит смысл экономического развития: строить будущее, используя эффект масштаба и преимущества глобализации.
Привлечение на предприятия области крупных зарубежных инвесторов, таких как японский автомобильный концерн «Исудзу» и европейская оптовая сеть гипермаркетов «Метро Кэш энд Керри», — крайне важный шаг на этом пути, который мы уже сделали.
Кстати, в привлечении российских и зарубежных инвесторов мы используем совершенно разные формы сотрудничества. Это и организация выставок, проведение ярмарок, встречи с послами, а также опора на наших земляков, которые проживают не только в России, но и за ее пределами. В прошлом году мы провели первый Конгресс соотечественников «Симбирск — родина талантов», пригласив на него со всего мира несколько сот человек, которые имеют отношение к Ульяновской области, и обсуждали с ними в течение трех дней настоящее и будущее региона.
Казалось бы, путь найден, но в руководстве области — люди достаточно неугомонные. Мы часто говорим себе, что если мы ограничимся только такой моделью, по которой уже идут десятки развивающихся стран и регионов, то лидеров мы вряд ли догоним. Ну, поднимемся на шестое или пятое место в Приволжском федеральном округе, но не догоним такие передовые регионы, как Татарстан или Липецкая область, Краснодарский край, я уже не говорю о Москве. Во всяком случае, наш экономический рост не приобретет новое качество, которое возможно только с развитием инновационной экономики. Поэтому наряду с крупными проектами в авиа- и автомобилестроении мы возлагаем также большие надежды на реализацию ярких инновационных проектов. Таких, например, как Центр ядерной медицины в Димитровграде.
Жизнь сегодня требует от каждого региона самого главного: порождать инновации, поддерживать в себе эту способность. Но здесь возникает серьезнейшая проблема, с которой сталкиваются и политики, и бизнесмены. Я имею в виду проблему кадров. К сожалению, сегодня политическое развитие опережает готовность кадров органов власти к решению проблем, порождаемых этим развитием. Старые кадры не успевают за новыми проектами, откровенно тормозят их осуществление, создают, если угодно, «тромбы» в государственном аппарате.
О том, как решать эту проблему, я уже сказал: за счет привлечения общественности к управлению регионом. И еще одно направление я вижу в человеческом отношении к развитию бизнеса. Считаю это самым важным. Следующий год мы хотим объявить Годом поддержки малого бизнеса и предпринимательства. Мы хотим решить при этом не только экономические и социальные задачи, но и в полном объеме кадровую проблему. Найти молодых талантливых бизнесменов, патриотов Ульяновской области, и привлечь их в систему органов власти.
И последнее. Для меня совершенно ясно, что если человек хочет произвести какие-либо изменения в общественной жизни, то в первую очередь он должен начинать с самого себя. Чтобы быть неким образцом того будущего, к которому он ведет других людей. Я рад, что на нашем семинаре присутствуют мои коллеги-ульяновцы, которые находят время повышать свои профессиональные качества, получать новые знания. Надеюсь, что правительство Ульяновской области тоже будет постоянно к этому стремиться. В конце концов, как говорил герой повести братьев Стругацких: «Надо отчетливо видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий», И тогда все будет получаться.
