Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Номер № 1 (58) 2012

К читателю

Юрий Сенокосов

Жизнь мне давала и другие уроки, — рассказывает в своих воспоминаниях известный русский юрист, один из лидеров партии конституционных демократов Василий Маклаков (1869–1957). — Она показывала, что в человеке есть зверь и что в споре о жизненном его интересе этот интерес может оказаться сильнее всех других побуждений...

Что может дать гражданскому обществу способность договариваться?*

Сэмюэль Пассоу

Наша лаборатория работает в нескольких университетах, но главным образом в Кентском. Занятия проходят обычно в режиме восьмичасовых семинаров, на которых сначала обсуждаются общие проблемы переговорного процесса, затем предлагаются варианты моделей ведения переговоров, их анализ, сценарные задания, потом идет ролевая игра по принятию решений. И в заключение снова теоретическая часть — обсуждение итогов работы с теми моделями, которые были опробованы.

Концепция и модели гражданского образования в регионах России*

Александр Согомонов

Гражданское образование — сравнительно новое словосочетание и новая реальность для России. Нам все еще привычнее говорить о воспитании гражданина, а это значит — о формировании личности ребенка по нашему «взрослому» усмотрению.

Кому и зачем нужно гражданское образование в России?

Анатолий Лубский

Гражданское образование уже давно существует в западноевропейских странах, где подготовка новых поколений к самостоятельной жизни является обязательной. Однако опыт, накопленный в этих странах, трудно использовать в России, поскольку гражданское общество и правовое государство у нас пока лишь проектируемая реальность.

О педагогических основаниях гражданского образования

Определимся с понятиями. Безусловно, любое образование предполагает создание условий для формирования личности в процессе обучения и воспитания.

Попытка вырваться из колеи культурной традиции

Наталья Бинеева

Хочу напомнить, что задача введения гражданского образования в современной России была поставлена в конце 1990-х годов министерством образования. При этом проект министерства предусматривал реализацию поставленной задачи в контексте всего комплекса общеобразовательных дисциплин при одновременном включении курса «граждановедение».

Между директивностью и демократичностью

Ирина Панасенко

Постоянно задаю себе как чиновнику с девятилетним стажем работы и педагогу с пятнадцатилетним два вопроса: (1) какие «прививки» следует сделать нашему образованию, чтобы научится взращивать гражданина? (2) какими методами следует руководствоваться в формировании гражданской позиции ребенка?

Гражданская идентичность и гражданское образование

Людмила Клименко

Американский мыслитель С. Хантингтон считал, что с конца ХХ века общемировой проблемой стал поиск идентичности.

Развитие ученического самоуправления как инструмент гражданского образования

Сергей Игнатенко

Рассматривая ученическое самоуправление как форму организации жизнедеятельности коллектива школьников, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей, хочу обратить внимание на важнейший его компонент — на детскую общественную организацию.

Проектная деятельность школьников как способ воспитания гражданина

Ольга Пономаренко

П.А. Столыпину принадлежит актуальная для нашего времени мысль. Он считал, что «сначала надо воспитать гражданина, а потом гражданственность сама воцарится на Руси».

Философия в структуре гражданского образования

Ирина Полонская

Если мы хотим сформировать из школьника гражданина, мы должны не учить его готовым ответам, а подтолкнуть к тому, чтобы он сам учился формулировать вопросы и их задавать не только себе и своим сверстникам, но и взрослым.

Кто научит молодого человека жить в своей стране?

Ирина Черкашина

Приблизительно так я сформулировала бы социальный заказ на гражданское образование, учитывая, что на общеобразовательную школу сегодня мало кто рассчитывает. Многие родители понимают, что школа в начале второго десятилетия XXI века оказывает лишь услуги по подготовке к ЕГЭ, все остальные ожидания напрасны. Неслучайно поэтому так активно стали развиваться общественные (негосударственные) формы просвещения и образования: клубы, летние специализированные лагеря, экологические сборы и т.д. Является ли это гражданским образованием?

Условия формирования гражданственности для школьников «группы риска»

Елена Межевикина

Трудные подростки по-прежнему составляют серьезную проблему для средней школы. Они не получают должного семейного воспитания, родители не сформировали в них личностно значимых ценностей и смыслов, они имеют низкую мотивацию к учебе, многие из них стоят на правоохранительном учете.

Современные практики гражданского образования:частный случай

Алина Денисова

Российская школа уже второй раз за последние 50 лет берется за реформы основ своей деятельности. Сначала это было в 1960-е годы, в период короткой оттепели, теперь — начиная со второй половины 1990-х. Причем обе попытки нельзя признать удачными, так как не удалось изменить пока ни отношения взрослых к ребенку, ни понимание их миссии.

Сумерки Запада, или Конец уверенности

Кристофер Коукер

Мы — свидетели критического момента современной истории: никогда раньше до 1991 года ландшафт международной политики не менялся с такой скоростью. Вся Еврозона и Европейский проект пребывают в состоянии кризиса. Двадцать первый век не станет «веком американским», как теперь очевидно и веровавшим в это неоконсерваторам в 2001 году, и обычным американцам.

Глобальная гражданственность

Хакан Алтинай

Масштабные проявления глобальной взаимозависимости сегодня ни для кого не являются открытием. Финансовое воздействие США может стать определяющим для экономического роста в любой части мира; выбросы углекислого газа в Китае влияют на урожайность и жизнедеятельность на Мальдивских островах, в Бангладеш, Вьетнаме и за их пределами; эпидемия во Вьетнаме или Мексике отражается на США; радиоактивная утечка в Японии угрожает здоровью людей во всем мире. Все более очевидно, что проблемы глобального уровня не имеют простых решений. Традиционно существовало два общих подхода к решению глобальных проблем.

«Негативная демократия» и выборы в России

Андрей Захаров

Одним из парадоксов зимних митинговых протестов в России стало то, что они проходили по несущественному, в общем, поводу. Десятки тысяч людей вышли на улицы российских городов, протестуя против нечестного избрания Государственной думы, которая в конституционной системе России почти ничего и не решает.

Местное самоуправление — основа демократии

Матти Анттонен

В любой стране государственная политика определяет основные направления законодательства и правоприменительной практики. При этом трудно представить себе дееспособную местную демократию, если мнения граждан не учитываются при принятии решений на государственном уровне.

Человек между светским и божественным порядком

Эрнст-Йорг фон Штудниц

Понятно, что без правовой системы в том или ином виде как регулятора общественных процессов трудно представить современное государство. Мы решили познакомить читателя с тем, как складывалась эта система, каковы ее источники, как соотносится формальное законодательство с фундаментальными представлениями человека о смысле жизни, то есть в конечном счете с религией и верой.

Дух свободы в несвободном обществе: опыт научного сообщества в дореволюционной России

Дмитрий Горин

Завершение 2011 года в России было примечательно событиями, которые нередко оцениваются как рождение гражданского общества. Успешные, образованные и энергичные люди, сторонившиеся еще несколько лет назад не только политической жизни, но и любого проявления гражданской активности, вышли на площади Москвы и многих российских городов с требованием честных выборов.

Эпоха «Лебединого озера»

Юлия Счастливцева

Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о создании в России общественного телевидения, которое заработает с 1 января 2013 года. Первоначально финансировать телеканал будет государство.

Судьба либерализма в России*

Алексей Кара-Мурза

На вопросы ответственного редактора приложения «НГ-сценарии» Юрия Соломонова отвечает эксперт Школы А.А. Кара-Мурза.— Алексей Алексеевич, давайте начнем с мифов о российском либерализме. Какие из них самые устойчивые?

О Московской школе и ее выпускниках

Светлана Шмелева

В рамках советской системы ценностей «герои труда», «люди дела» противопоставлялись и ставились в пример «безответственным болтунам», тратящим время на «разговоры», вместо того чтобы заняться чем-то «полезным».

Наш анонс

Знакомим читателя с нашими свежими изданиями, публикуя аннотации и фрагменты текста, дающие представление о книгах.

Две парадигмы в контексте русской мысли

Алексей Гапоненков

В истории русской мысли давно была замечена внутренняя взаимосвязь течений, определявших идейные горизонты российского бытия вот уже более последних двух веков.

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Идеи

Выборы

Местное самоуправление

Право и религия

Гражданское общество

Точка зрения

Горизонты понимания

Наш анонс

Наш анонс

Nota bene