Оглавление:
К читателю
Семинар
Тема номера
-
Метаморфозы российской политии
-
Политическая коммуникация и модели публичной сферы
-
О культуре толерантности в России
Концепция
Дискуссия
-
Борьба с религиозным экстремизмом как шанс возрождения российской демократии
-
Конституционные преобразования в современных демократиях
-
Пресса и демократия
Дух законов
Наш анонс
Свобода и культура
Новые практики и институты
Личный опыт
Идеи и понятия
Горизонты понимания
Nota bene
№ 31 (4) 2004
Два шага назад без шага вперед

Реформа: два подхода к оценке
Общественная дискуссия по поводу радикальной политической реформы, предложенной президентом Путиным, сочетает в себе практические и теоретические аспекты. Особенно это касается проблем демократии. Например, наши юристы-государственники убедительно разъясняют, что у демократии нет шаблонов — может быть президентская республика, может быть парламентская, выборы могут проводиться по одной схеме или по другой. Действительно, демократия всегда имеет некие конкретные формы, соответствующие реальным условиям. Однако это статический подход. По изменениям этих форм, по их развитию применительно к изменению условий всегда можно судить, идет ли дело к расширению демократических свобод или к их свертыванию.
Предлагаемая, в частности, пропорциональная система при выборах в парламент, то есть избрание депутатов исключительно по спискам партий, вполне демократична, если рассматривать ее теоретически, вне привязки к конкретным обстоятельствам. Но в стране, где партии еще не сложились как устойчивые образования, где и левое и правое крыло ущербны, а некая якобы центристская, по сути же придворная чиновничья партия обладает господствующими позициями, отказ гражданину в праве выступать на выборах самостоятельно, в качестве независимого политика, и принуждение его, таким образом, к вступлению в ту или иную политическую организацию, если даже ни одну из них он не считает для себя приемлемой, — это, несомненно, шаг назад в развитии демократии. То же самое и с губернаторами. Вчера люди могли избирать их непосредственно, а сегодня не могут оказать на выдвижение и утверждение главы своего региона практически никакого влияния, и даже избранные ими депутаты ограничены в своем выборе тем, что кандидатов предлагает президент, то есть депутаты даже не могут предложить на высший в регионе пост человека, которого они хорошо знают — это тоже шаг назад.
А где же хоть один шаг вперед?
Быть может, его следует искать в иной сфере, то есть не зацикливаться на демократии самой по себе, а взглянуть на проблему шире, с позиций масштабного видения интересов страны и ее граждан?
Нам это как раз и предлагается. Есть точка зрения, что намеченные меры повысят эффективность деятельности государства, и это мотивируют прежде всего повышением безопасности граждан. Более того, наша общественная дискуссия родила такую очередную альтернативу: либо спасение страны и нации, либо сохранение в России демократии. То есть две эти задачи некоторыми участниками дискуссии прямо противопоставляются.
Паутина ложных альтернатив
Говорю «очередную альтернативу» потому, что в каждый сложный момент постсоветской истории, особенно если власть оказывалась беспомощной в решении возникших проблем, нам предлагались подобные варианты выбора, например: либо возврат в советское прошлое, либо «демократура» (то бишь демократическая диктатура — уродливое изобретение Гавриила Попова); либо власть террористов, либо власть спецслужб (Виталий Третьяков); либо наведение порядка «железной рукой», либо бунт «бессмысленный и беспощадный» (и это уже не Пушкин; автор, можно сказать, коллективный: это довольно распространенное у нас убеждение, почти фольклор). Такие альтернативы преподносились обычно, как якобы единственное, из чего можно выбирать. А на самом деле всякий раз это было завуалированное навязывание одного варианта решения, которое выглядело предпочтительнее в сравнении с другим. То, что это были ложные альтернативы, сейчас доказывать не надо: это доказала история.
Теперь вот некоторые авторы, заверяя читателей или слушателей в своем стремлении к объективности, в желании встать над дискуссией тех, кто «за» и кто «против» реформ, порой подчеркнуто противопоставляя Америку и Европу России в доказательство, конечно, ее самобытности (как будто другие страны не самобытны, ну просто близнецы) и, следовательно, в доказательство непригодности для наших условий опыта Запада, убеждают нас в следующем.
Для Путина и для страны категорическим императивом является сохранение России, а уж приоритетом второго ранга — демократия. Соглашаются даже с очевидным: что реформа будет иметь следствием выход за пределы конституционного поля «если и не по букве, то по духу», То есть превращение страны из федерации в унитарное государство, ограничение сферы действия демократических выборных процедур и переход в какой-то части от непосредственной демократии к плебисцитарной, то есть «наименее демократичной форме демократического устройства». И в этом смысле данная реформа есть шаг назад в демократическом развитии. Однако, несмотря на такие потери, нас уговаривают, что Путин сделал правильный выбор: сначала сохранение России, пусть даже в ущерб демократии, а уж потом забота о демократическом устройстве общества. Это вопрос приоритетов, и иерархия их безупречна.
Не знаю, действительно ли логика Путина такая, какая ему приписывается. Нередко его публичные высказывания звучат иначе. А вот логика подобных апологетов реформы полна абсурдов.
Возникает ряд вопросов. Прежде всего — почему противопоставляются задачи сохранения России и демократии в России? Откуда возникло представление, будто для страны безопасность (во всех отношениях) выше, если о ней заботится только верховная власть, а не все общество, проявляющее инициативу и активность? Кто доказал, что унитарное государство в условиях, когда население страны многонациональное, крепче стоит на ногах, чем федерация? Откуда убеждение, что тоталитарное или авторитарное государство эффективнее, чем опирающееся на открытое, свободное гражданское общество? Проще: верно ли, что диктатура в каком-либо смысле надежнее, чем демократия? Если все это не доказано, то названное противопоставление не имеет смысла.
Ссылаются порой на режимы Франко и Салазара, где будто бы безопасность граждан была выше, чем в условиях большей их свободы. Но эти режимы пали, а легенда об их безопасности, по меньшей мере, устарела, если даже когда-то в некоторой степени была верна. Не случайно же XX век стал веком крушения диктаторских режимов, их политического, социального, нравственного банкротства. И не только в Европе, но и во многих странах Латинской Америки, Африки, Азии. Оставим тем же испанцам и португальцам право судить, когда для них жизнь была безопаснее и лучше, обратимся к своей истории. Вспомним, прежде всего, товарища Сталина. Даже неловко уже повторять ту истину, что множество людей погибло от организованных им репрессий, множество жертв страна понесла оттого, что режим не подготовил ее к войне, а подорвал ее силы хотя бы теми же репрессиями в среде военных, вообще ослабил ее мощь, заявляя вместе с тем претензии на мировое господство. Да, в конечном итоге мы победили, но какой ценой! Вспомним и совсем недавний распад Советского Союза, и среди причин развала великой державы, несомненно, присутствовала та, что это было по сути унитарное и отнюдь не демократическое государство, что нам не удалось создать эффективно функционирующую федерацию или конфедерацию. И это уже, замечу, в эпоху, когда формировался Европейский союз, на практике доказывая выгоду объединения народов и государств, только на новых, демократических основах. Среди причин распада и то, что неповоротливое авторитарное государство, требовавшее согласования любого шага в экономике с высшей властью, привело страну к безнадежной отсталости в сравнении со свободными, демократическими странами и что великая держава надорвалась в гонке вооружений.
Период президентства Путина тоже отнюдь не подтверждает мнения, что режим сильной централизованной власти несет гражданам б6льшую безопасность, чем развитие по пути демократии и гражданских свобод. Не подтверждает надежд, что «железная рука», наводящая «порядок», эффективнее усилий свободного общества, граждан, способных к самоорганизации. Высшие органы власти всех уровней в России, по данным социологов, более чем наполовину укомплектованы представителями спецслужб и правоохранительных органов. Финансирование и полномочия спецслужб нарастали все эти годы. Но сам президент признал, что именно такая система оказалась неспособной противостоять террору и ее необходимо кардинально перестроить. Как? Наши политические «элиты» слишком быстро и охотно согласились с предложениями президента, идущими в том же, что и прежде, русле — не развития, а сужения демократии, повышения роли не гражданского общества, а силовых структур, продвижения к унитарному государству.
Среди доводов в пользу проводимых реформ звучит и тот, что демократия у нас плохая. Мол, нечего и жалеть такую демократию, тем более ради сохранения России. С описанием пороков нашей системы трудно не согласиться. Но что делать? Некоторые предлагают поступить с нею как в известном анекдоте с чумазыми цыганятами: не отмывать их, а наделать новых. «Фактически эту демократию у нас нужно строить заново и растить снизу» (Виталий Третьяков). Сколько же времени придется растить, да еще в условиях ущемления прав граждан, при тех последствиях реформ, о которые говорилось выше? Гораздо более радикальный рецепт предложил как-то в телепередаче кубанский губернатор Ткачев. Он высказался в том духе, что, будь его воля, он отменил бы все выборы, потому что народ не дозрел до способности решать, кому править страной или регионом. А ему, губернатору, гораздо проще действовать, особенно в экстремальных обстоятельствах, если он назначен и уполномочен президентом, перед ним только и ответственен, а не перед этим незрелым народом. Что ж, сказано, по крайней мере, откровенно, без мудрствований по поводу приоритетов. Но ясно же: если, исходя из незрелости электората, так и не подпускать его к избирательным урнам, он не дозреет до демократии никогда; а если расширять свободы, в людях будет развиваться чувство собственного достоинства, а вместе с ним — и ответственности за свой выбор и за свои действия.
Временные меры могут менять общество навечно
У нас некие особенные меры, представляющие собой то или иное отступление от демократических принципов, предлагают чаще всего временно, вот только на данный острый момент. В сегодняшнем случае — на время, пока победим терроризм. Но с терроризмом, на мой взгляд, радикальную политическую реформу связали не очень-то обоснованно и корректно: ясно, что она вынашивалась задолго до последних терактов и имеет куда более масштабные цели. Что же касается временного характера тех или иных ограничений свободы или отступлений от демократических принципов, то, по моему мнению, в этом смысле очень интересен один исторический эпизод.
Излагая суть спора между двумя экономистами — Кейнсом (государственником) и Хайеком (апостолом либерализма) — современный биограф Кейнса Роберт Скидельский рассматривает не только вопрос о пределах вмешательства государства в экономику, на чем главным образом сосредоточено внимание спорщиков, но и гораздо более широкую проблему — возможности любого ограничения свобод. Хайек считал поползновения государства в этом направлении шагом к тоталитаризму, «дорогой к рабству» (это обозначено в заглавии одной из его книг). Кейнс возражал, утверждая, что «опасные действия» могут безболезненно совершаться в обществе, которое «думает и чувствует правильно», и мостить дорогу в ад, когда это действия людей с порочными мыслями и чувствами. Соглашаясь частично с Кейнсом, его биограф замечает, что иметь в войне руководителем Черчилля надежнее, чем Гитлера, даже притом что организация обеих стран в военное время была тоталитарной. Примеры, продолжает он, можно множить: безопаснее, чтобы иммиграционные законы принимали либералы, а не расисты, чтобы ограничительные правила вводились людьми, которые их терпеть не могут, а не теми, кому они нравятся. Однако общество, в котором «опасные действия» правительства идут «непрерывной цепью», будет постепенно терять понимание, почему они, собственно, опасны.
Это не о нашем обществе сказано. Его-то и не назовешь пока тем, что «думает и чувствует правильно», не назовешь развитым и стабильным гражданским обществом. Это значит, что любые «опасные меры» у нас опасны вдвойне.
А может быть, есть шаг вперед?
Но может быть, «шаг вперед», компенсирующий названные отступления в развитии демократии, — это предложенное президентом создание Общественной палаты, которая должна стать гласом гражданского общества и контролировать действия правоохранительных органов, чиновничьих структур. Нам неясно еще, как предполагается создавать такую палату, в каком составе, с какими полномочиями. Но зато хорошо известна судьба подобных, то есть созданных самой властью, органов контроля ее структур — судьба ленинских рабоче-крестьянских инспекций, более позднего «народного контроля», а также «советов при Чингисхане», как острят коллеги журналисты, типа президентского совета при Ельцине. Они неизменно превращались в органы, лишь имитирующие общественный надзор над властными структурами...
Хочется задать в этой связи более общий вопрос — в духе дискуссий древних схоластов: может ли создатель создать такой орган, который будет его же контролировать? Можно, конечно, надеяться на это, но в такой же примерно степени, как и на успех в борьбе дружинников из народа с хорошо вооруженными террористами.
Кто же, кроме чиновников, не будет радоваться, если очередной эксперимент властей все же удастся? Но сравнится ли эта удача с деятельностью независимой от государства прессы, которая по природе своей должна быть голосом гражданского общества и средством обеспечения прозрачности в деятельности государственных органов? По крайней мере, можно сказать одно: сама Общественная палата не сможет эффективно действовать без опоры на такие СМИ.
Но почему я сопоставляю потенциальную эффективность создаваемого нового органа и прессы? Естественно, потому, что пресса и телевидение в последнее время испытывают большой нажим со стороны властей; на мой взгляд, в ущерб развитию гражданского общества и в противоречии с высокими заявлениями о важности этого процесса, необходимости его поддержки.
Известно, что с экрана наших телевизоров одна за другой исчезали самые популярные аналитические передачи. У каждой из них своя история, свои лежащие вроде бы на поверхности причины исчезновения, так же, впрочем, как и у исчезнувших или резко изменивших свое лицо печатных изданий. Однако чаще всего сквозь эти внешние проявления просматривается нечто более глубокое, а именно — действие инстинкта власти, суть которого — ее самосохранение или, употреблю неловкое слово, самоохрана.
Власть постоянно и чутко улавливает любую опасность для себя, откуда бы она ни исходила. От свободных средств массовой информации она, кажется, исходит всегда, поскольку СМИ отражают малейшее недовольство населения, контролируют каждый шаг власти, инициируют в обществе мнения и действия независимо от власти, без ее одобрения, а порой и вопреки ее замыслам. Такова природа и, если хотите, смысл существования СМИ. Это-то и превращает прессу и телевидение из инструмента государства в институт гражданского общества, способствующий самому его становлению и совершенствованию. Но это может ошибочно восприниматься властью как агрессия, и тогда она начинает действовать даже в ущерб собственным интересам. Вот строки из осеннего номера «Русского курьера»: «Журналисты, после выступления Плигина выходите из зала! — скомандовала сотрудница пресс-службы Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. Кажется, такое в Госдуме произошло впервые. В чем же дело? В нижней палате российского парламента состоялась необычайная встреча-консультация. Встречались члены рабочей группы по разработке антитеррористических поправок в законодательство. Консультируясь при этом с представителями национально-культурных и религиозных организаций».
Какую опасность для общества представляли в этом случае журналисты, их присутствие при обсуждении? Ответ очевиден: никакой. Какую пользу могло бы принести присутствие журналистов на встрече? Полнее и достовернее была бы информация общества о работе депутатов.
Но, к сожалению, ладонь какого-нибудь омоновца или охранника, закрывающая объектив телекамеры, становится символом нашего времени.
Прессу постоянно упрекают в том, что она выражает те или иные частные интересы в противовес общественным, говорят, что она продажна. Но что такое общественный интерес, если не абстракция? Разве что — частный интерес государственной бюрократии, выдаваемый за общественный. Общественный или, лучше сказать, общий интерес граждан (страны, региона) только и может родиться в процессе столкновения частных интересов, различных мнений, желательно, разумеется, с разрешением спора мирным, цивилизованным путем. Общественные институты, даже государство, могут этому способствовать, и свобода выражения мнений, прежде всего через печать, открытость во взаимодействии интересов — наиглавнейшее для этого средство. Основной инстинкт власти должен бы ориентировать ее на бережную охрану СМИ — хотя бы по аналогии с законами природы: если в лесу уничтожают его санитаров, даже, казалось бы, вредных хищников, вся живность деградирует.
И—надо разобраться с врагом
Нам объявлена война. Враг у ворот. Страна в осаде. Внутри страны действует пятая колонна. Надо сплотить нацию на борьбу с врагом.
Все это слова из выступлений наших высших руководителей и высших чиновников, аргументирующие «укрепительные» реформы. На мой взгляд, эти «художественные образы» лишь подменяют столь необходимое сейчас точное, юридически и политически строгое определение происходящего с нами, затмевают его реальный крайне опасный смысл.
«Враг у ворот» — слова из интервью одного из высших чиновников. Простите, у каких ворот? У Боровицких, У иных кремлевских? Ведь все другие ворота, включая и московские заставы, враг, если мы говорим об одном враге — террористах, многократно прошел. Или не об одном? Буквально следующая за «воротами» фраза такая: «Фронт проходит через каждый город, каждую улицу, каждый дом». Так бывает, и так обычно говорят о гражданской войне, которой пока, слава богу, вроде бы нет. Помнится, ходил анекдот об одном из наших генеральных секретарей, будто, когда ему звонили или стучали в дверь, он надевал очки и по бумажке читал: «Хто там?» Но это был старый и больной человек, а нами сейчас руководят в основном молодые люди. Почему же они не могут ясно и просто сказать нам, гражданам России, кто враг, «хто там», за воротами или на улицах, с кем идет война, против кого должна дружно восстать нация? Террористы — это, конечно, ясно, но ведь вроде уже установили, что терроризм бывает разный, террор используют различные люди, в разных интересах и целях. И он действительно нетерпим во всех своих проявлениях.
Ныне в обществе присутствуют и конкурируют, по крайней мере, несколько точек зрения.
Самая простая и легко воспринимаемая из них — против России ведут войну чеченские сепаратисты, которые получают финансовую поддержку прежде всего со стороны радикальных исламистов и вербуют наемников всех мастей (негр, который оказался среди убитых бандитов в Беслане, — просто наемник, не более того, он отнюдь не представитель африканского континента и не «вещественное доказательство» действия в нашей стране международных сил). Исходя из этих представлений, нужно, прежде всего, наладить нормальную жизнь в Чечне, искать опору в борьбе с терроризмом в ее народе.
Другая распространенная версия — это вой на исламских фундаменталистов, радикалов уже не только против России, но и развитых стран, всего христианского мира. Этой точке зрения близка теория конфликта цивилизаций, одна из которых навязывает другой свой образ жизни, свои стандарты, не позволяя людям жить по собственным законам, в соответствии со своими традициями, и на этой почве происходит «милитаризация конфликта мировоззрений».
Третья точка зрения: против нас ведут борьбу некие мировые элиты, включающие государственных деятелей ряда стран, высших военных, финансовых воротил, владельцев транснациональных корпораций. Их цель — установление мирового господства: экономического, политического, идеологического и самообогащение не за счет захвата чужих территорий, как было прежде, а с помощью подрыва могущества тех держав, которые способны противостоять установлению такого господства (пожалуй, наиболее внятно и целостно эту концепцию изложил генерал Ивашов).
Не берусь анализировать и оценивать все эти взгляды, судить, что верно и что нет, тем более что они не подкреплены сколько-нибудь серьезными, скажем, документальными доказательствами. Склоняюсь скорее к первой точке зрения, множественные акты терроризма в мире мне представляются не обязательно связанными между собой. Главное же, на что я хочу обратить внимание: даже названные три точки зрения настолько различаются в определении врага, нас атакующего, что предполагают совершенно разные формы отпора ему. Возникает вопрос: у нас нет разведки, нет аналитиков, нет ученых, мобилизовав которых наши высшие власти могли ясно ответить, с кем именно нужно бороться, собрав все силы нации?
Такая же спутанность сознания обнаруживается и в рассуждениях о том, находится ли страна, в самом деле, в состоянии войны. Нас так упорно убеждают, будто мы живем в военное время, что возникает подозрение: не готовится ли кто-то поступать с нами по законам военного времени? Старшие поколения нашего народа хорошо знают, что это такое. Например, за опоздание на работу на 20 минут — суд и тюрьма. Во время воздушной тревоги решил прикурить папироску — возможно, сигналишь врагу, что здесь важный военный объект, который нужно бомбить, за что могли расстрелять на месте. Надеюсь, что такого уровня репрессии уже или пока невозможны. Но ведь хватают людей по подозрению в причастности к терроризму, обращаясь с ними как с реальным врагом (примеров в СМИ предостаточно). У властей, у милиции «состояние войны» уже стало аргументом при осуществлении ряда действий, нарушающих права человека, включая и сужение демократических прав в ходе политической реформы. Опять-таки вспоминается крылатое выражение времен Второй мировой войны: когда совершался какой-нибудь неблаговидный или противозаконный поступок, говорили: «война все спишет». Может, с надеждой на это, на списание чего угодно, нам и говорят так упорно о войне? Между тем право объявлять военное положение у нас не относится к прерогативам военного министра, начальника генштаба или кого-либо иного, кто сейчас охотно объявляет о состоянии войны или грозит нанесением превентивных ударов по террористам, на чьей бы территории они ни находились. Согласно статье 87 Конституции РФ Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами страны, и в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии он вводит на ее территории или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом, то есть все это строго оговорено, прописано, но ничего похожего у нас опять-таки, слава богу, нет.
Если уж по примеру моих оппонентов предлагать рецепты в форме лозунгов, то я бы сказал так: нам нужно сохранить Россию, страну и нацию, опираясь на силу демократии, на укрепление структур и авторитета гражданского общества. Это было бы шагом вперед в любом измерении.
