Оглавление:
К читателю
Тема номера
Вызовы и угрозы
Верховенство права
Историческая политика
История учит
Гражданское общество
Россия и Европа
Точка Зрения
СМИ и общество
Концепция
К 85-летию М.К. Мамардашвили
Nota bene
№ 68 (2-3) 2015
Международное космическое право

Картина глобального мира иногда бывает непонятна, поскольку это очень обширная сфера. Но для публичного права глобальный мир является ясным понятием. И конечно, категория глобального мира достаточно понятна для любого раздела международного права. В частности, это касается космического, или внеземного пространства.
Из космоса наш земной мир кажется очень небольшим. И те, кому довелось, увидели, что Земля представляет собой голубую сферу без политических или государственных границ, не разделенную на страны и государства. Из космического пространства земля — наш дом — кажется глобальным миром. И разве этот глобальный мир требует какого-то юридического упорядочения космической деятельности человека? Конечно же, требует! Хотя бы потому, что человек уже находится в космосе. Поэтому там, где космос, должен быть и юридический порядок, регулирующий жизнедеятельность в этом пространстве. Космическое право необходимо для человечества, ведь вселенная — это составная часть природы человека. Упорядочение вообще необходимо для глобального мира, чтобы избежать хаоса. В космической деятельности человека с ее неизведанными проблемами хаос просто опасен.
Итак, согласимся, что юридическое упорядочение космической деятельности необходимо для человечества. И, тем не менее, космическое право — это такая нормативная деятельность, которая находится в кризисе. Это замороженная система, которая до сих пор не смогла дать адекватного ответа на вызовы и задачи, которые ставит человеческая деятельность в этой новой сфере.
Поэтому предстоит, во-первых, выяснить, почему эта область права находится в кризисе. Во-вторых, почему столь необходимо находить решения вопросов, которые вызывают напряженность. И наконец, следует выделить сферы, в которых космическое право до сих пор практически не действует.
Право это родилось 4 октября 1956 года, когда советский спутник впервые описал виток по земной орбите, передавая сигналы. Так вот, с 4 октября 1956 года по 1979 год, то есть за двадцать лет, в международном праве появилось пять соглашений, действующих и сейчас. И в этих документах устанавливаются обязательные требования к странам, которые подписали соглашение.
В 1967 году США, Великобритания и СССР подписали Договор о космосе, который регулирует принципы деятельности государств в исследовании внеземного пространства. Потом на его основе возникают еще четыре соглашения, где конкретизируются отдельные аспекты, затронутые в первом соглашении. В 1968 году принимается Соглашение о спасании космонавтов и о возвращении объектов, запущенных в космическое пространство.
В 1972 году принимается Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.
В 1975 году — Соглашение о регистрации космических аппаратов, запущенных в космическое пространство.
И наконец, в 1979 году принимается Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах нашей Солнечной системы, то есть Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Урана, Плутона. Идут споры о существовании в Солнечной системе десятой планеты, но до конца пока не договорились. На мой взгляд, Соглашение о Луне 1979 года — важный и достаточно объемный текст, который не заслуживает того пренебрежения, с каким его приняли, — становится моментом снижения активности в развитии космического права. И я могу найти подтверждение этому. Например, потребовалось десять лет для принятия Соглашения о Луне. Затем на каждое соглашение, которые я упомянул, потребовалось по три года. Удивительно, но по прошествии тридцати шести лет после подписания Соглашения о Луне, среди стран, ратифицировавших его, вы не найдете ни США, ни Российскую Федерацию, ни Китайскую Народную Республику, ни Великобританию, ни Германию, ни Японию, ни Францию! Я могу продолжить этот список...
С 1979 года космическое право, как сказал один авторитетный судья-международник, бывший председатель Международного суда ООН, находится в кризисе, потому что с тех пор принимались только декларативные документы и определенные резолюции Организации Объединенных Наций.
В 1982 году — декларация о принципах работы телевизионных спутников.
В 1989 году — декларация о принципах обнаружения искусственных тел в космическом пространстве.
В 1992 году — декларация об источниках ядерной энергии во внеземном пространстве, после того как спутник «Космос» упал в Канаде и на нем были обнаружены источники ядерной энергии.
В 1996 году принимается декларация о международном сотрудничестве в исследовании космического пространства в интересах всех государств с учетом потребностей развивающихся стран. С 1996 года прошло почти два десятка лет, но Генеральной Ассамблеей ООН были приняты только отдельные декларации, о которых я скажу ниже. Считается, что некоторые проблемы, которые космическое право должно решать, не являются срочными. Но, есть такие, на которых стоит сосредоточиться.
Несмотря на то, что вопрос об эксплуатации Луны (я не буду касаться других небесных тел Солнечной системы) может показаться достаточно далекой темой будущего, совершенно точно можно сказать, что страны, имеющие возможность проведения космических исследований, уже приступили к этому. Россия, Япония, Китай, Европейское космическое агентство запустили за последнее время зонды на Луну. У США есть орбитальные аппараты, которые летают вокруг Луны. Все эти аппараты имеют специальное оборудование для составления карты планеты и обнаружения ценных ресурсов. Вопрос времени, когда какое-то из этих государств откроет нечто ценное на Луне и начнет эксплуатировать эти ресурсы. Это может произойти даже раньше, чем мы думаем, это уже вовсе не научная фантастика. Эксперты в последние пять лет говорят, что для развития технологий, даже обычных, потребность в редкоземельных металлах, в элементах, которых мало на земле, должна расти. В отчете, опубликованном конгрессом США в 2010 году, утверждается, что Китайская Народная Республика является экспортером большинства редкоземельных металлов, без которых невозможно производство двигателей гибридных автомобилей, или турбин для генерации ветряной энергии, или жестких дисков для компьютеров, или деталей для смартфонов и многих других изделий, без которых сегодня не обойтись. Согласно этому отчету, индустриальные потребности Китая могут привести вскоре к снижению или прекращению экспорта редкоземельных металлов. Вывод простой: возможно, в течение двух или трех десятилетий, если не будет найдена замена редкоземельным металлам, нам придется их искать за пределами земли. Это не шутка.
Последние экспедиции на Луну открыли на планете редкоземельный металл европий, но пока его запасы неизвестны.
Как бы то ни было, есть проблемы, которые космическое право должно решать. Среди наиболее срочных из них уже несколько лет на повестке дня стоят три проблемы.
Первая — разграничение космического пространства, которое в принципе является свободным. Однако если космический аппарат запускается на стационарную орбиту он будет находиться постоянно в одной точке пространства. На такой орбите не может поместиться большое количество метеоспутников, телеспутников и пр. Таким образом, принцип равенства прав в использовании космического пространства нарушается; необходимо юридически решать эту проблему.
Вторая проблема — демилитаризация космоса. Нужно договориться о запрете размещения любых видов вооружений в космическом пространстве и на небесных телах, а не только ядерного оружия и средств массового поражения, что зафиксировано в Договоре 1967 года.
Третья проблема — пересмотр и актуализация международных соглашений позитивного действующего права в космической области, а также рекомендательных текстов в приложениях к резолюциям ООН.
Из этих трех проблем я выбрал две, которые мне кажутся наиболее значимыми — демилитаризация космоса и текущие вопросы по принятию инициированного Евросоюзом при участии других акторов международного кодекса поведения, регламентирующего деятельность в космосе и на небесных телах.
Первый вопрос — демилитаризация космоса. Понятно, что только очень узкий круг государств способен контролировать в военном отношении космос, а все остальные почти две сотни государств — членов ООН находятся вне игры. В глобальном мире полная демилитаризация космоса является ключевым фактором мировой безопасности, учитывая, что она высвободит тому же гигантские средства, которые необходимо перенаправить на цели решения жизненно важных проблем мирового сообщества и научные исследования.
Действующее космическое право не предусматривает пока полную демилитаризацию всего внеземного пространства. В четвертой статье Договора о космосе 1967 года и второй статье Соглашения 1979 года говорится о демилитаризации Луны и других небесных тел Солнечной системы. В частности, второй пункт четвертой статьи Договора 1967 года, а также дополнения к Соглашению 1979-ro запрещают создавать на Луне и других небесных телах военные базы и сооружения и выводить на траектории вокруг Луны и на любой другой траектории носители ядерного вооружения или оружие массового уничтожения, а также их размещение на Луне и на других небесных телах.
Но космическое пространство, увы, не запрещается использовать для испытания и развертывания космических объектов, несущих вооружения, которые не подпадают под категорию ядерного или массового уничтожения. Как, например, в случае противоспутникового или другого оружия, направленного на использование против объектов противника на бортах искусственных спутников, потому что все это антиспутниковое оружие или оружие, поражающее объекты на земле или в море, которое использует физические принципы, не позволяющие понять, какой ущерб они могут нанести. Они могут использоваться против конкретных и специфических объектов, но это не оружие массового поражения.
Приход к власти в 2001 году президента Дж. Буша-младшего положил начало процессу перевооружения в космической области с учетом пробелов в Договоре 1967 года. Три документа, принятые администрацией Буша, продолжают в этой связи быть важными и сегодня, я их упомяну.
Первый документ — доклад Комиссии конгресса о Конвенции безопасности 2001 года; его разработал госсекретарь обороны в администрации Буша.
Второй директивный документ, опубликованный в 2004 году, фиксирует задачи преобразования военно-воздушных и космических сил США на ближайшие десятилетия ХХI века, его цель — достижение превосходства в воздухе и космосе. Документ содержит десятки исследовательских среднесрочных программ до 2015 года и долгосрочных программ по развитию боевых систем космического базирования после 2015 года. Главной целью концепции военного освоения космического пространства является гарантирование для США возможности атаки объектов противника в любой точке планеты, будь то воздушные, морские или наземные объекты.
Третий документ, открывший путь новой космической доктрине США, — это Национальная космическая политика США; документ был опубликован в 2006 году. В этом отличающемся жесткостью документе называется ряд вещей, ставящих космическую оборону США в ряд наиболее жизненно важных интересов, обеспечивающих беспрепятственное освоение космического пространства и запрещающих администрации вступать в какие-либо новые соглашения, которые ограничивают право США на разработку и проведение в космическом пространстве испытаний космического оружия.
В 2010 году президент Обама провозглашает новую амбициозную программу освоения дальнего космоса, в частности высадку на Марс. Космическая отрасль США превращается в серьезную международную силу, способную формировать повестку дня, в том числе в международной политике. Сохранение усиления позиции мирового лидера в космической сфере остается приоритетом администрации США на многие годы вперед. То же касается использования космических средств и технологий, где США обладают научно-техническим лидерством и продолжают совершенствовать космическое вооружение.
Я сказал, что для глобального мира целесообразна полная демилитаризация космоса, и к сказанному нужно добавить следующее.
В 2001 году на конференции по разоружению в Женеве Китай предложил заключить договор о запрещении испытаний и размещения оружия в космосе. Но развития эта инициатива не получила, пока в июне 2014 года Россия и Китай не представили на конференции ООН в Женеве по разоружению обновленный текст договора. В его основе три главные идеи.
Первая. Проект договора запрещает развертывать вооружение, основанное на любом физическом принципе, которое могло бы быть использовано для нападения на любые космические объекты, или направлено против населения, или могло представлять опасность для жизни человека. Все виды вооружения нельзя использовать против спутников или наземных объектов.
Во-вторых, в соответствии с проектом создается исполнительный орган, который должен наблюдать за исполнением договора и выполнять роль арбитра в случае конфликта между участниками договора.
И в-третьих, проект предусматривает систему разрешения конфликтов между государствами-членами, подписавшими договор. Эта система базируется на трех элементах. Когда между двумя государствами, подписавшими соглашение, возникает проблема, они должны обсуждать это в двустороннем порядке. Если этого не получается, они отправляют запрос в исполнительный орган. Если и эта возможность также не приносит результата, тогда вопрос переносится на рассмотрение в ООН и в Совет Безопасности ООН.
США и другие западные государства фактически отвергли этот проект. И я то же считаю, что в нем есть два главных недостатка. Первый: проект договора запрещает любые виды вооружения в космосе, но не предусматривает и не запрещает противоспутниковое оружие, которое установлено на Земле. Не запрещает исследования, испытания в этой сфере, хранение этого оружия и даже его развертывание. Таким образом, хотя проект запрещает угрозу применения силы, не все принимают факт того, что развертывание оружия является угрозой применения силы. Таким образом, проект китайско-российского договора не запрещает такого оружия наземного базирования.
США и другие государства публиковали отчеты своих спецслужб, заявляя, что Китай проводит испытания космического оружия наземного базирования. Спецслужбы США утверждают, что в 2007 году Китай уничтожил собственный метеорологический спутник с помощью ракеты. У Китая есть противоспутниковые ракеты, которые могут уничтожать объекты, расположенные на высоте двадцать две тысячи километров.
Есть и второй недостаток в проекте договора. Дело в том, что в таком важном и масштабном договоре необходимо было бы предусмотреть, на случай споров, специальный юридический орган, принимающий обязывающие решения.
В 2011 году, за три года до появления проекта, постоянный арбитражный суд в Гааге принял арбитражный регламент по урегулированию споров в сфере космической деятельности. Возможно, это был бы интересный вариант для обсуждения.
И в заключение о кодексе поведения для космической деятельности; его обсуждение продолжается с участием многих стран, в том числе входящих в Евросоюз. ЕС — это международная организация, имеющая собственную космическую политику, разработанную совместно с Международным космическим агентством.
Основной характеристикой этой политики является следующее. Это космическая деятельность главным образом мирной, а не военной направленности, во имя граждан, и основывается на трех устоях — Европейский союз, Европейское космическое агентство, в которое входит большинство стран — членов ЕС, и ассоциированные участники и партнеры.
Космическая политика Евросоюза содержит две главные программы — Галилео и Хеминис, которые неплохо продвигаются. Они способны создавать для европейской промышленности, для малого и среднего бизнеса интересные проекты. Программа Галилео предназначена для решения геодезических и навигационных задач, программа Хеминис служит решению проблем космических отходов, то есть наблюдению за предметами и космическими отходами, чтобы предотвращать их столкновение в космосе и рассчитывать траектории вхождения этих предметов в атмосферу.
Евросоюз стремится быть глобальным актором в международных отношениях, и поэтому у него собственная политика в сфере космоса. Но стать глобальными акторами хотят и Россия, КНР, США. Поэтому Евросоюз, помимо активного участия в исследовании космоса, хотел бы оказывать свое признанное и масштабное влияние в этой сфере. Не случайно он предложил принять всем акторам международный кодекс поведения, который стал бы регулятором их современной деятельности. Проект такого кодекса Совет Евросоюза принял в 2008 году, затем в 2012-м дополнил его. Последний раз проект обсуждался в 2013 году.
Ознакомление с проектом в версии 2013 года приводит к следующим выводам. Первое — это свод норм добровольного исполнения, а именно — международный договор, который создает морально-политические обязательства, но не является обязательным в юридическом плане.
Второе. Содержание кодекса должно применяться к деятельности любого космического объекта, запущенного любым государством, любой межправительственной организацией.
В-третьих, государства и международные организации, подписавшие этот кодекс, должны политически обязаться применять международные договоры в сфере космоса, хотя в проекте упоминается лишь договор о Луне.
В-четвертых, кодекс не затрагивает вопросы предотвращения размещения оружия в космосе, что открывает возможность в этой сфере для гонки вооружений.
Интересен пункт о профилактике «космического мусора». В этом плане можно упомянуть также «Принципы предупреждения образования космического мусора», сформулированные в резолюции ООН от 22 декабря 2007 года.
Как важные я упомянул бы также в этой связи обязательства стран уведомлять о параметрах орбит запускаемых в космос аппаратов. США, например, отказываются сообщать такую информацию, считая ее секретной. Тем не менее, предлагаемый кодекс настраивает на укрепление доверия между космическими державами для достижения приемлемого для всех участников космической деятельности результата. Для этого можно работать с двумя документами: российско-китайским проектом о демилитаризации космоса и европейским кодексом поведения в космосе. На мой взгляд, оба проекта совместимы и являются перспективными для решения многочисленных и деликатных проблем использования космического пространства. Любая попытка принять один из этих двух документов, на мой взгляд, была бы грубейшей ошибкой.

