Оглавление:
Событие
-
Поздравление Президента Российской Федерации В.В. Путина
-
Речь посла Великобритании Родерика Лайна по случаю присвоения г-же Елене Немировской почетного звания офицера Ордена Британской империи 31 октября 2003 г.
Семинар
Тема номера
-
Политик и журналист: точки взаимодействия
-
Информационный Интернет в современной России
-
Российское телевидение: взгляд изнутри
ХХI век: вызовы и угрозы
Концепция
Дискуссия
Наш анонс
-
Клас Эклунд. Наша экономика. Перевод со шведского: Алексей Волков.
-
Ханна Арендт. Люди в темные времена. Перевод с английского и немецкого: Г. Дашевский, Б. Дубин.
-
Габриэль Элорриага Фернандес.Эссе о призвании политика. Перевод с испанского: Александр Казачков.
Свобода и культура
Новые практики и институты
Личный опыт
Идеи и понятия
Из зарубежных изданий
Наш архив
Nota bene
№ 27 (4) 2003
Клас Эклунд. Наша экономика. Перевод со шведского: Алексей Волков.

Московская школа политических исследований издает три серии книг, посвященных самым разным проблемам политического, культурного и социально-экономического развития современного мира.
Начиная с этого номера; МЫ будем регулярно знакомить читателя с нашими новыми изданиями; публикуя короткие аннотации и наиболее характерные отрывки из каждой книги; дающие представление о ней, а также сведения об ее авторе
Клас Эклунд — известный шведский экономист, работал в частных компаниях, в настоящее время преподаватель политической экономии. Книга представляет собой продуманное и проверенное практикой учебное пособие для преподавателей экономики, особенно тех, кто читает вводные курсы по макроэкономике, а также для студентов, изучающих этот предмет. И, что, может быть, особенно ценно — для людей, стремящихся самостоятельно овладеть знаниями в этой области. Поскольку в книге представлен богатейший и уникальный материал по экономике Швеции; привлекающий особое внимание в России, книга интересна для широкого круга людей, причастных к бизнесу; решениям государственных или региональных экономических проблем, неравнодушных к дискуссиям на эти темы. Они смогут значительно повысить уровень знаний относительно принципов экономической политики и управления в этой сфере. Автор предоставляет большие возможности для сравнений экономик различных стран, их экономической политики и сопоставления ее с российскими проблемами и способами их решения.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА МАКРОЭКОНОМИКА?
Какой, собственно говоря, смысл читать книгу по макроэкономике? Ответ заключается в том, что явления макроэкономики затрагивают нас всех. Заработная плата и цены, квартирная плата и налоги, прибыли и инвестиции, безработица и инфляция — все это наша каждодневная жизнь, хотим мы этого или нет.
Макроэкономика, таким образом, — это наше собственное существование. Для того, чтобы понять это и суметь изменить условия нашей жизни, добиться ее улучшений, мы должны понимать экономические взаимосвязи. Если мы этого не достигнем, то принимать решения будет лишь небольшая группа так называемых экспертов.
Однако многие думают, что изучать экономику трудно. На радио и телевидении, в газетах постоянно сталкиваешься со специальными терминами: «валютный курс», «бюджетный дефицит», «финансовый кризис», «внешний долг», «государственный долг», «рыночная экономика» — и так далее, и так далее. Что, собственно говоря, означают все эти слова? Насколько на самом деле опасен дефицит государственного бюджета? Способствуют ли компьютеры безработице? Что вызывает инфляцию? И почему правительство проводит именно ту экономическую политику, которую оно проводит?
Цель этой книги — описать и разъяснить термины и взаимосвязи в макроэкономике, а также дать картину развития шведской экономики и формирования экономической политики в современной Швеции. Надеюсь, что эта книга поможет читателю лучше понять экономические дискуссии и, возможно, даже позволит принять в них участие.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
В течение последних десятилетий национальные экономики переплетались во все большей степени. Росла доля внешней торговли в совокупном производстве; в Швеции доля экспорта в ВНПувеличилась примерно с 20 проц. в начале 1960-х годов почти до 50-ти в настоящее время. Прямые зарубежные инвестиции во многих странах увеличивались еще быстрее; в настоящее время крупные шведские предприятия производят большую часть своей продукции и имеют большую часть своей рабочей силы за границей, а не в Швеции. Произошла также интернационализация собственности; одна третья часть акций компаний, зарегистрированных на Стокгольмской фондовой бирже, принадлежит сегодня иностранцам. Произошло дерегулирование движения капитала, которое увеличивалось очень быстрыми темпами; дерегулирование и новая информационная техника создают возможность трансграничного перемещения огромной массы капитала и заключать сделки в течение пары секунд путем телефонного разговора и нажатия пары кнопок.
Эти процессы шли долго. В 1990-х годах они были названы обобщающим термином глобализация. Это вовсе не научное понятие и не существует никаких особых экономических теорий относительно именно глобализации. Вероятно, можно сказать, что новым относительно начавшейся раньше интернационализации было то, что быстрый технический прогресс привел к тому, что теперь даже небольшие предприятия могут действовать на глобальном уровне, и сейчас легче, чем раньше, перемещать современную технику через границу.
Под этим я понимаю, что новая информационная технология изменила методы деятельности предприятий. Электронная связь по всему миру приводит к тому, что предприятия управляются и работают иначе, чем раньше. Теперь при помощи современных коммуникационных технологий можно соединить ряд функций и предприятий независимо от места их расположения в мире. В то время как еще пару десятилетий назад крупные предприятия зачастую были организованы в виде пирамид с жесткой приказной системой, сегодня они заметно «более плоские» и часто организуются в виде группы небольших предприятий, которые включены в единую «матричную» организационную структуру с некоторыми общими функциями.
Национальные границы имеют все меньшее значение для этих типов предприятий. В качестве хорошо известного примера можно привести шведскую компанию АББ, которая состоит примерно из 5000 небольших «центров прибыли» и которая называет себя «многонациональной» именно для демонстрации того, что чувствует себя дома везде. В подобной международной матрице производство, распределение, научно-исследовательские работы, руководство и т.п. могут быть разделены и каждый вид деятельности размещен именно в той клетке, которая в данный момент лучше всего подходит именно для данного вида деятельности — независимо от того, в какой стране располагается эта клетка. Каждое предприятие становится сетью из различных частей в разных странах. Целостность поддерживается при помощи электронной почты, общих баз данных, спутников связи, видеоконференций, мобильных телефонов и других современных вспомогательных средств связи. И это может относиться даже к малым предприятиям, которые могут получать поставки с другого конца земного шара, покупать услуги консультантов по всему миру, разделять свою деятельность на различные части и достигать находящихся далеко клиентов при помощи Интернета.
В этом новом, глобализированном мире, в котором все большее число стран вовлекается в быстро меняющуюся рыночную экономику, часть старых взаимосвязей меняет свой характер. Может становиться все труднее выявить национальные особенности в области сравнительных преимуществ. Если раньше — в упрощенном виде — существовал выбор между производством товаров высокого качества с высокими издержками в промышленно развитых странах, с одной стороны, и низкого качества с низкими издержками в развивающихся странах, с другой, то сейчас это отношение взаимозаменяемости выражено намного менее очевидно. В настоящее время путем перемещения современной техники в развивающуюся страну и использования современной коммуникационной технологии зачастую можно производить товары одновременно с низкими издержками и хорошего качества. Это сопровождается резким повышением жизненного уровня в этих странах, в которых в настоящее время быстро проходит процесс индустриализации, а также усиливающимся вызовом продукции старых промышленно развитых стран. Они должны развивать свою технику и повышать свою производительность труда для того, чтобы сохранить привлекательность и не терять большего количества рабочих мест, уступая их рынкам в быстро развивающихся странах.
Таким образом, суть состоит как во все большем переплетении экономик, так и в радикальном обострении конкуренции. Это приводит к ряду последствий. В частности, платежный баланс во все меньшей степени остается термометром экономики страны, валютные системы сталкиваются с новыми проблемами вследствие свободного движения капитала, еще сложнее, чем раньше, проводить национальную политику стабилизации, и с теми же самыми затруднениями сталкивается теперь и структурная политика; когда налоговые основы приобретают большую подвижность, становится все труднее собирать налоги, уровень которых намного выше, чем в окружающем мире. В результате действия этих сил в настоящее время мы становимся свидетелями расширения дискуссий о будущем национальных государств и возможной необходимости для экономической политики поиска иных — наднациональных — арен для своего действия. Европейский валютный союз (ЕВС) отчасти является следствием именно этого процесса.
