Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К 25-летию Школы

Семинар

Тема номера

Тема номера

Гражданское общество

Точка зрения

История учит

Горизонты понимания

Горизонты понимания

№ 72 (1-2) 2017

Конструирование гражданской идентичности в системе образования

Галина Денисова, доктор социологических наук, профессор Института истории и международных отношений Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону

Смена приоритетов в отношениях государство — гражданин

Конструктивистский подход рассматривает идентичность как результат информационного воздействия и культурной актуализации. Переход России в 1990-е годы к принципам рыночной экономики и созданию основ правового государства обусловил необходимость формирования гражданской идентичности как структурного компонента общероссийской идентичности. Гражданская идентичность − это ценностное измерение гражданства как правового статуса по отношению к государству; это не только причисление себя к определенной политии (политическому сообществу − нации), а потому и знание о своих правах, но и обязательство и установка на участие в жизни сообщества (нации).

Гражданская идентичность имеет «искусственный» характер, то есть сознательно формируется в результате информационного воздействия и выбора социально значимых референтов. В советском обществе гражданство понималось как подчиненность государству, его целям и интересам. Задачи реализации демократических преобразований политической системы, утверждения частной собственности и развития рыночной экономики потребовали иного качества гражданина как активного субъекта формирования государства, которое в свою очередь служит защите интересов индивида. В этом контексте в качестве референтных выступали демократические модели политической культуры стран Запада. Поэтому создание институциональных основ конструирования гражданской идентичности в России было ориентировано на опыт этих стран.

В 90-е годы были заложены институциональные основы демократического гражданско-правового пространства новой России: принята Конституция РФ (1993 г.), второй раздел которой раскрывает права, свободы и ответственность гражданина; в 1993 г. была создана в качестве консультативного органа Комиссия по правам человека при Президенте РФ, в 2004 г. она была преобразована в Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. В 1998 г. был назначен первый уполномоченный по правам человека (омбудсмен) в России. Согласно Конституции РФ, в части защиты гражданских прав и свобод в России признается приоритет норм международного права: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Это положение касается также универсальных и региональных договоров в области прав человека.

Однако эксперты отмечают «отсутствие у широких масс» в России в 1990- е годы не то чтобы ценностей, но элементарных знаний и адекватных представлений о демократических институтах и правах человека. Результаты опросов показывали, что ни педагоги, ни школьники не могли назвать такие институты защиты прав человека как Совет Европы и Европейский суд по правам человека1.

Цели гражданского образования: европейское видение

Вхождение России в Совет Европы, а также в Болонский процесс, актуализировали проблему правового просвещения и образования, прежде всего в средней школе. Референтом модели гражданина стала концепция гражданского образования, разработанная и методически обеспеченная в странах Совета Европы. В ее разработке принимали участие и российские эксперты.

По мере развития интеграционных процессов в странах Совета Европы были созданы межгосударственные образовательные методические организации, которые занимались разработкой и согласованием единой концепции социализации молодежи на основе общеевропейских гражданских ценностей, например, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ), Ассоциация по обучению в области прав человека (Human Rights Education Associates — HREA), Центр политики в области прав человека им. Карра при Школе управления им. Кеннеди (Гарвардский университет), Европейский центр Вергеланда (Норвегия); а также национальные центры, например: Федеральный центр гражданского образования Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (РФ), Датский институт прав человека (Дания), Немецкий институт по правам человека (Германия) и др.

Основополагающие ценности, которые служат платформой европейского гражданского образования, зафиксированы в Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека2. В 1997 г. Совет Европы выдвинул программу воспитания демократической гражданственности (EDC), разъясняющую понимание сущности «ответственного гражданина», которого должна формировать школа. В это понятие входят: понимание прав человека и демократии, критическое мышление, партнерство, культурная толерантность, социальная активность. Эта трактовка была рекомендована Еврокомиссией всем странам Совета Европы для разработки национальных стратегий образования. Развитие гражданского образования, особенно в области прав человека, является частью Всемирной программы ООН по образованию в области прав человека (первый этап: 2005–2009).

Следует отметить, что система школьного образования рассматривается как основная при подготовке детей и молодежи к пониманию, осознанию и отстаиванию прав человека. Государства-участники ОБСЕ признали необходимость просвещения молодежи в этой сфере и введение в школьное образование соответствующих образовательных курсов. Эти позиции были закреплены в ряде юридических документов.

В этих рамках была разработана Молодежная программа по образованию в области прав человека Директората по делам молодежи и спорта Совета Европы, в которой определена цель такого образования: «утверждение равенства человеческого достоинства в сочетании с другими программами, в частности, поддерживающими межкультурное обучение, активное участие в жизни общества и расширение прав меньшинств»; а также создание социальной среды, в которой уважаются права человека. Эти цели были конкретизированы в ряде задач, сформулированных в основополагающем методическом пособии Совета Европы по гражданскому образованию и просвещению «Компас».

Введение гражданского образования в России

Научная, педагогическая и гуманитарная общественность в России в 1990–2000 годы XXI века активно включилась в разработку методологии образования в области прав человека и применения европейского опыта в российской системе образования. Им были посвящены различные научно-педагогические форумы. Общая тональность обсуждения проблем — необходимость введения просвещения и образования в сфере гражданских прав и свобод, которое трактуется как не юридическое, а гуманитарное, направленное на формирование отношения к правам человека как к высшей ценности современного общества. Оно включает систему «морально-этических принципов, норм, установок; систему философских, мировоззренческих категорий; систему гуманистических национальных норм, воззрений, традиций и социальной практики конкретных сообществ (отношения, поведение, образ жизни)»3. Оно строится в соответствии с принципами, сформулированными в Декларации ООН об образовании и подготовке в области прав человека (2011г.) и охватывает: а) образование по правам человека (обеспечение знания и понимания норм и принципов прав человека, лежащих в их основе ценностей и механизмов их защиты); б) образование через права человека (учение и преподавание такими методами, при которых уважаются права как преподавателей, так и обучаемых); в) образование во имя прав человека (наделение индивидуумов возможно стями пользоваться своими правами и осуществлять их, а также уважать и поддерживать права других)4.

Однако несколько попыток уполномоченного по правам человека в РФ с предложением к высшим должностным лицам РФ (2000, 2001, 2004 гг.) о разработке и принятии Федеральной программы просвещения и образования в области прав и свобод человека не увенчались успехом. В этой ситуации инициативная группа разработчиков программы под руководством профессора А. Ю. Сунгурова всю проблематику прав человека включила в более широкий проект государственной программы «Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005– 2010 годы». Но и этот проект был отклонен на уровне Министерства образования РФ с объяснением, что вся эта проблематика реализуется в рамках государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы»6.

Задачи правового образования соответствуют нормативной базе в сфере образования, разработанной в 1990–2000-е годы, включая Федеральный Закон «Об Образовании в РФ», принятый в новой редакции, где утверждаются следующие принципы: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье»5.

Однако анализ практики воплощения выдвинутых высоких целей, с точки зрения их перевода в конкретные образовательные стандарты, показывает несоответствие между декларациями и фактическими условиями их реализации. Экспертная оценка деятельности официальной системы образования России в сфере гражданского образования, направленного на формирование гражданственности и социальной активности (согласно Федеральному Закону «Об Образовании в РФ»), показывает, что она направлена на формирование основ правового (юридического) обучения, а не просвещения (или образования) в области гражданских прав и свобод6.

Тем не менее, в российских школах система гражданского образования имеет не только форму образовательного курса по основам права, но и внеаудиторной воспитательной деятельности, выходящей за границы юридических знаний — в сферу формирования гражданской активности. В конце 90-х г. возник проект «Гражданин», и уже с 2001 г. на этой основе Министерство образования и науки РФ ежегодно проводит акцию «Я — гражданин России», направленную на проявление активной гражданской позиции школьников. Систематически проводятся всероссийские олимпиады учащихся по проблематике гражданского общества. Издаются учебные пособия и дидактические материалы, выпущенные в помощь школьным учителям, созданы различные сообщества педагогов, занимающихся вопросами гражданского образования (например, Российский фонд правовых реформ, Фонд парламентаризма, Молодежный центр по правам человека, Ассоциация «За гражданское образование», Центр гражданского образования и др.). Правительство РФ в 2009 г. приняло федеральную программу «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации», нацеленную на формирование гражданской культуры личности.

И все же до настоящего времени отсутствует единство в понимании ценностных оснований гражданского компонента образования. Кроме того, сам образовательный процесс, в который включены базовые знания гражданского профиля, имеет абстрактно-теоретический и учебный характер. Возникает удивительная ситуация: основное большинство школ участвует в конкурсе «Я — гражданин России» (о чем свидетельствуют сайты школ), почти все участники являются дипломантами этого конкурса за тот или иной год; в школах, судя по презентациям, выложенным в сети Интернет, учащиеся активно участвуют в разработке и реализации социальных проектов; и одновременно, по данным социологических исследований, до 80% опрошенных учащихся выпускных классов склонны к аберрантности7, а, например, на ЕГЭ, на протяжении ряда лет прибегали к различным мошенническим схемам. Та же ситуация наблюдалась и в образовательных практиках студентов8.

Общественная инициатива в сфере гражданского просвещения: российский опыт

Возникшие различия в интерпретации цели и смысла гражданского просвещения между либерально-демократической научно-педагогической общественностью и официальными бюрократическими структурами управления образования обусловили самостоятельную разработку общественными научно-педагогическими организациями и активистами программ гражданского просвещения молодежи и педагогических кадров. Этому способствовали зарубежные образовательные фонды, целью которых являлось распространение ценностей права и правового просвещения. В своей деятельности они руководствовались официальными документами ООН (План действий на Десятилетие образования в области прав человека ООН (1995–2004 годы); Документ ООН A/49/184 от 23 декабря 1994 года; Пересмотренный проект плана действий на первый этап (2005– 2007 годы) Всемирной программы образования в области прав человека; Документ ООН A/59/525/Rev.1 от 2 марта 2005 года). В этом русле была разработана концепция общественно-активной школы (ОАШ), которая сегодня реализуется в 80 странах мира, а в России стала развиваться с 1996 г. при поддержке Фонда «Новая Евразия» (ФНЕ) и распространена в настоящее время в 26 регионах РФ. Переход школы на систему принципов Совета Европы обучения демократической гражданственности (ОДГ) в значительной степени меняет содержание деятельности школы, так как требует ее организационной перестройки, прежде всего, в системе ее управления и взаимодействия с внешней средой. На это указывают, в частности, эксперты ОАШ, подчеркивая, что демократизация школы как высший этап развития социально-активной школы невозможен «без изменения принципов построения взаимодействия внутри школы и с внешней средой»9.

Поэтому реализация таких преобразований возможна с переходом школы на принципы автономии. К тому же новый федеральный образовательный стандарт (ФГОС), введенный в 2012 г., предоставляет школе большие возможности в выборе содержания и форм воспитательной и образовательной работы. Однако и в этой ситуации требуются определенные финансовые ресурсы. Так, развитие движения ОАШ опиралось не только на энтузиазм учительского корпуса и директоров школ, но и на грантовую поддержку созданных Фондом «Новая Евразия» ресурсных центров, которые оказывали финансовую, научную, методическую, информационную поддержку. Анализ эффективности реализации проекта ОАШ показывает, что до 50% школ-участников проекта по окончании финансирования конкретного проекта уходят из него. Эксперты также отмечают, что оптимальной моделью самоорганизации движения ОАШ является горизонтальная сетевая структура. Однако в реальной практике утверждается «вертикальная» структура: взаимодействие школ опосредуется ресурсным центром, который и финансирует тот ли иной проект10.

Эффективными оказываются малые (частные) проекты, ориентированные на развитие партнерства и сотрудничества школы с внешней средой, например, проведение ежегодных благотворительных марафонов с целью привлечения внимания к какой-либо актуальной проблеме, поддержка гражданских инициатив, направленных на продвижение людей с инвалидностью к независимости, школы подготовки волонтеров и др. Системные практики преобразования школы, ее переход на новые принципы функционирования с целью демократизации вызывают наибольшие затруднения, и, по оценкам экспертов, не реализуются. Предлагаемые различными учреждениями проекты демократических школ экспертами оцениваются не как модель, а как «набор из трех принципов, а остальных компонентов модели нет»11.

Другой опыт представляют инициативы творческих коллективов школ, которые направлены на самостоятельную деятельность по реализации европейской модели ОДГ при методической поддержке различных общественных организаций. В частности, городская общественная организация «Центр гражданского образования и прав человека» (г. Пермь) на протяжении ряда лет при финансовой поддержке Европейской комиссии Евросоюза проводила просветительские семинары для учителей и учащихся школ по обучению правам человека как составной части конструирования гражданской идентичности. Кроме этого, проводились социологические исследования, направленные на выявление мотивации и эффективности такого обучения. Анализ опросов показал, что явное большинство педагогов не готово к ценностному восприятию этого направления деятельности: «уровень профессиональных и личностных компетенций учителей в среднем можно оценить как достаточно низкий. Самое «западающее» звено — непонимание гуманитарного потенциала прав человека. Следствием становится как недостаточно глубокое знакомство детей с содержанием предмета, так и недостатки в формировании общечеловеческих ценностей»12.

Развернутые опросы по теме реализации гражданских прав в образовательных учреждениях города Перми показали, что за период реформирования российской школы пока не удалось создать образовательное пространство, где были бы защищены права ребенка от различных форм насилия, унижения человеческого достоинства14. Более того, в наибольшей степени различные формы унижения ребенка со стороны учителей распространены в начальной школе.

Таким образом, можно говорить о том, что в российской системе образования на уровне образовательных учреждений на сегодняшний день не создана инфраструктура формирования навыков гражданственности. Инициативы общественных организаций и школ в освоении европейского опыта гражданственности реализуются в сфере дополнительного (факультативного) образования и просвещения, как правило, общественными активистами и правозащитниками. Однако они имеют в целом не системный характер.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Образование в области прав человека в России, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчет / Под ред. А. Я. Азарова. — М.: Московская школа прав человека, 2008, С. 12.

2 Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека (принята министрами иностранных дел стран-членов Совета Европы в рамках рекомендации CM /Rec (2010) 7 11.05.2010 [Электронный ресурс: https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentI d=0900001680489512] (дата обращения: 20.05.2016).

3 Образование в области прав человека в России, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчет / Под ред. А. Я. Азарова. — М.: Московская школа прав человека, 2008, С. 81.

4 Декларация ООН об образовании и подготовке в области прав человека (принята резолюцией 66/137 Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 2011 года) [Электронный ресурс:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/hr_education.shtml] (дата обращения: 21.05.2016).

5 Образование в области прав человека в России, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчет / Под ред. А. Я. Азарова. — М.: Московская школа прав человека, 2008, С. 27.

6 Об образовании в Российской Федерации: ФЗN 273 от 29.12.2012 [Электронный ресурс:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174] (дата обращения: 5.06.2016).

7 Образование в области прав человека в России, включая образование в области профилактики ВИЧ/СПИДа: аналитический отчет / Под ред. А. Я. Азарова. — М.: Московская школа прав человека, 2008, С. 72–82.

8 Швандерова А. Р. Аберрантные диспозиции в повседневных практиках учащейся молодежи в условиях общества риска: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. соц.н. — Ростов-на-Дону, 2011. 27 с.

9 Нервное окончание школы — заставят ли коррупция и подлоги на ЕГЭ пересмотреть реформу образования [Электронный ресурс: http://www.1tv.ru/news/social/178854] (дата обращения: 19.02.2016).

10 Общественно-активные школы в России: объединяем усилия [Электронный ресурс: http://www.socmech.ru/files/library/reports/reps/2008_assessment_grant_program.pdf] (дата обращения: 21.05.2016).

11 Общественно-активные школы в России: объединяем усилия [Электронный ресурс: http://www.socmech.ru/files/library/reports/reps/2008_assessment_grant_program.pdf] (дата обращения: 21.05.2016).

12 Там же.

13 Суслов А. Б., Черемных М. В. Обучение правам человека в школе: проблема мотивации учителей-обществоведов. − Пермь: Изд-во Богатырев П.Г., 2009, С. 14.

14 Права человека в школах Пермского края. Итоговый отчет о проведении мониторинга / Под ред. А. Б. Суслова. — Пермь, 2014, с. 48–52.

Туллио Крали. Футуристический полет. 1929