Оглавление:
К читателю
Семинар
Тема номера
-
Концепция и модели гражданского образования в регионах России*
-
Кому и зачем нужно гражданское образование в России?
-
О педагогических основаниях гражданского образования
-
Попытка вырваться из колеи культурной традиции
-
Между директивностью и демократичностью
-
Гражданская идентичность и гражданское образование
-
Развитие ученического самоуправления как инструмент гражданского образования
-
Проектная деятельность школьников как способ воспитания гражданина
-
Философия в структуре гражданского образования
-
Кто научит молодого человека жить в своей стране?
-
Условия формирования гражданственности для школьников «группы риска»
-
Современные практики гражданского образования:частный случай
Идеи
Выборы
Местное самоуправление
Право и религия
Гражданское общество
Точка зрения
Горизонты понимания
Наш анонс
Наш анонс
Nota bene
№ 1 (58) 2012
Гражданская идентичность и гражданское образование

Американский мыслитель С. Хантингтон считал, что с конца ХХ века общемировой проблемой стал поиск идентичности. И хотя в каждой стране это вызвано сочетанием уникальных обстоятельств, ее главный источник — в идущих процессах глобализации. Включение России в глобальные процессы предполагает выстраивание в стране отношений социального партнерства, основанного на паритетности интересов человека, общества и государства, то есть гражданского общества. Без формирования гражданской идентичности оно не появится.
Западные исследователи говорят, что гражданская идентичность в их странах конструировалась усилиями государственных структур в условиях постоянных войн с соседями («другими», «чужими»). В XIX столетии по мере утверждения в европейских странах принципов либерализма идентичность сопрягалась с содержательными характеристиками политического строя — политическим равенством, свободой, демократией. Тот же процесс характерен и для США. Поэтому гражданская идентичность в этих странах во многом совпала с государственной и национальной.
Иная традиция сложилась в России, где государство и в дореволюционный, и в советский период характеризовалось высоким уровнем централизации, блокировавшей возможность самоорганизации граждан. Поэтому, как справедливо отмечает Л.М. Дробижева, «в силу сложившегося исторического шлейфа восприятий и представлений в России важно различать государственное и гражданское самосознание»*. Гражданская идентичность, в отличие от государственной и тем более этнической, не подразумевает единой культуры, одной ценностной ориентации или некой «национальной территории». Но предполагает уход от патернализма и нарастание самоорганизации граждан и рост гражданских инициатив. Установка людей на солидаризацию вокруг ответственности за свою судьбу и жизнь окружающих и есть, как мне кажется, смысловое ядро гражданской идентичности и гражданства.
Гражданская идентичность подрастающего поколения как формируемый образовательный объект может рассматриваться по-разному.
1) Как смысловое наполнение общегражданской идентичности. Гораздо проще и быстрее, на мой взгляд, сформировать общероссийскую идентичность посредством образования, нежели созидать гражданское самосознание молодежи. Исключение составляют республики, в которых этническая идентичность конкурирует с общероссийской, но тем не менее и здесь осознание своей принадлежности к российскому государству весьма велико.
2) Как структурно-методическое формирование гражданской идентичности. Это широкое проблемное поле, включающее в себя вопросы знаниевого и/или деятельностного подхода к гражданскому образованию; необходимости специального предмета, нацеленного на гражданское воспитание и образование; наличия в уже существующей дисциплинарной сетке взаимосвязи и взаимодополнительности между разными предметами в сфере формирования гражданских компетенций и т.д.
3) С точки зрения особенностей региональной среды. В регионах должны появиться функционирующие институты гражданского общества или достаточное по численности и ресурсам граждански активное население, которое способно инициировать просветительские проекты «снизу».
В противном случае, замысел гражданского образования так и останется лишь на бумаге.