Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Идеи

Выборы

Местное самоуправление

Право и религия

Гражданское общество

Точка зрения

Горизонты понимания

Наш анонс

Наш анонс

Nota bene

№ 1 (58) 2012

О Московской школе и ее выпускниках

Светлана Шмелева, выпускница Школы 2005 г.

В рамках советской системы ценностей «герои труда», «люди дела» противопоставлялись и ставились в пример «безответственным болтунам», тратящим время на «разговоры», вместо того чтобы заняться чем-то «полезным». Такой взгляд остается достаточно распространенным до сих пор. Всем нам не раз доводилось слышать поговорки типа «меньше слов, больше дела» или читать: «Если поразмыслите, на этом свете существуют два вида людей. Люди слова и люди дела. Большинство способно лишь на слова. Только болтать и могут. Но, в конце концов, именно люди дела меняют мир и тогда они меняют и нас» (http://max1m.ru/2010/02/people-of-business/). А отечественная правящая партия «Единая Россия» использует для своей характеристики словосочетание «партия реальных дел» и проводит избирательные кампании под лозунгом «Все говорят, мы делаем».

Так что же такое «человек дела» (англ. — businessman)? Социальные психологи говорят, что «люди дела» занимаются тем, что им интересно, достигают результатов минимальными средствами, своевременно готовятся к будущим изменениям, решают свои задачи творчески.

Без чтения и дискуссий, разумеется, невозможно стать таким человеком. Невозможно определить свой интерес, не зная других, нельзя знать про будущие изменения без мониторинга и «сверки часов», нереально иметь собственное целостное мировосприятие без знаний о мире.

Переходя от теории к практике, можно вспомнить при этом известных исторических деятелей и то, сколько времени они уделяли чтению и разговорам. Я же хочу рассказать в этой связи коротко о Московской школе политических исследований, которая отмечает в этом году 20-летие своего существования, и о ее выпускниках.

По словам основателя Школы Лены Немировской, она и ее друзья не могли отказаться на заре новой российской государственности в 1992 году от естественной человеческой потребности общения и дискуссий в публичном пространстве и идеи создания школы, где могли бы встречаться молодые люди из российских регионов и обсуждать проблемы развития страны.

Школа — это площадка для дискуссий, в которых принимают участие молодые люди не только практически из всех регионов России, но и других посткоммунистических стран. Среди них бывшие и нынешние мэры городов, сенаторы, депутаты региональных собраний, главы муниципальных образований, журналисты, предприниматели, гражданские активисты.

Девиз Школы: «Гражданскому обществу — гражданское просвещение». Участники школьных семинаров федерального класса на неделю погружаются в режим дискуссий и встреч с отечественными и зарубежными экспертами, которые продолжаются с 9 до 23 часов ежедневно (см. сайт Школы htpp: // www.msps.su). Человеческий ресурс сложно оценить и сказать, что и как конкретно повлияло на того или иного человека и изменило траекторию его жизни, но, судя по отзывам многих выпускников (их более десяти тысяч), они в этой связи не только с благодарностью вспоминают Школу, но и делятся своими жизненными успехами. Приведу лишь несколько примеров, характеризующих наше школьное сообщество.

 

Миротворец

В 1997 году выпускником Школы стал в то время депутат парламента Грузии Армаз Ахвледиани. Проникшись идеями Школы, он создал по ее образу и подобию Тбилисскую школу политических исследований, через десятилетие сыгравшую свою роль в налаживании российско-грузинских отношений, разорванных после военного столкновения 2008 года (грузинским политикам перестали выдавать российские визы, между двумя странами было прервано авиасообщение и т.п.). Совместные семинары Московской и Тбилисской школ в 2009–2010 годах стали пространством встреч российских и грузинских политических и гражданских лидеров, где за круглым столом открыто обсуждались возможности восстановления прерванных отношений.

 

Политик современного типа

В 1998 году в Школу приходит молодой, не занимавший тогда никаких постов в стране слушатель из Болгарии Сергей Станишев, которого интересовали проблемы международных отношений. После окончания Московской школы Станишев стал депутатом болгарского парламента, затем лидером парламентской фракции, председателем Социалистической партии Болгарии и в 2005 возглавил правительство Болгарии, заняв пост премьер-министра. В Википедии о нем написано, что он «известен, как политик “современного» типа”».

 

Герой

Выпускник Московской школы Адальби Шхагошев из Кабардино-Балкарии в 1991 году поступил на службу в республиканское Управление по борьбе с организованной преступностью. В 1992 году при задержании особо опасного преступника Шхагошев лишился кистей обеих рук, перехватив брошенную бандитом в толпу мирных граждан гранату. По единодушному мнению большинства граждан республики это событие предотвратило начало гражданской войны в Кабардино-Балкарии. Однако сам Шхагошев считает, что он выполнял свой служебный долг, и по этой причине отказался от предлагаемого звания «Герой России».

В 2007 году Адальби Шхагошев был избран депутатом Государственной думы РФ.

 

Российский регион в глобальном мире

В последние годы Пермь получила всероссийскую известность как один из наиболее заметных центров, претендующий на звание «культурной столицы России». Свою роль в возникновении подобных амбиций сыграла Школа и ее выпускники. В первую очередь Валерий Сухих (выпуск 1998 года) и Игорь Сапко (выпуск 1997 года), занимающие посты председателя правительства Пермского края и главы города Пермь. Всего через Школу прошло 33 пермяка. Все они сегодня являются депутатами и чиновниками краевого и городского уровня. Многие из них познакомились на семинарах МШПИ, где слушали лекции о региональной идентичности в глобальном мире и изучали соответствующий зарубежный опыт.

Отдельно отмечу, что в 2003 году Школа издала книгу «Пермь — родина российского либерализма», выделяющую этот регион как место рождения многих общероссийских гражданских инициатив.

 

Местное самоуправление

На семинарах Школы всегда особое внимание уделяется проблематике местного самоуправления. В 2004 году в Школу пришел Глеб Тюрин (Архангельская область). Сегодня иностранцы охотно приглашают его делиться опытом на международных форумах — в Германии, Люксембурге, Финляндии, Австрии, США. Глеб выступал в Лионе на Всемирном саммите местных сообществ.

Глеб попробовал воспроизвести на архангельской земле традиции российского земства, веками отлаженной системы крестьянского самоуправления. Вот что он рассказывает об этом: «Мы стали ездить по деревням и собирать народ на встречи, организовывать клубы, семинары, деловые игры и бог знает что еще. Старались расшевелить людей, которые сникли, считая, что о них все забыли, что они никому не нужны и ничего у них не может получиться. Сегодня у нас есть наработанные технологии, которые позволяют воодушевить людей, помочь им по иному посмотреть на себя и на ситуацию в регионе… Это можно назвать системой социального консалтинга: мы обучали людей технологиям развития. В результате за четыре года население местных деревень реализовало 54 проекта стоимостью 1 миллион 750 тысяч рублей, которые дали экономический эффект почти в 30 миллионов рублей».

 

Коррупция

Бывший депутат Госдумы, выпускник Школы 2000 года Вадим Бондарь из Тюменской области стал одним из немногих, кто обучает чиновников тому, как выстроить антикорупционную защиту. В своей изданной Школой книге «Общество против коррупции» он пишет: коррупционные системы зарождаются «на муниципальном уровне, вырастая из сложившихся отношений родственного и соседского протекционизма, блата и кумовства. С другой стороны, именно на этом уровне можно построить осознанное противодействие коррупции, устраняя конфликт интересов взяточника и местного сообщества».

 

СМИ

Как правило, государственные средства массовой информации уступают частным в остроте и оперативности. Но есть исключение. В последние несколько лет редко какой из рейтингов наиболее интересных изданий в российском Интернете обходится без упоминания интернетпроектов РИА «Новости», которые до недавнего времени возглавляла выпускница Школы 2000 года Наталья Лосева. В настоящее время она первый заместитель генерального директора ИД «Аргументы и факты» по новым медиа. Помимо журналисткой деятельности Лосева известна как автор ряда гражданских инициатив, в частности она была инициатором раздачи георгиевских ленточек накануне 9 мая.

Во многих регионах независимые СМИ являются детищами выпускников Школы. Даже в таких непростых, как на Кавказе, где выпускник 2005 года Тимур Алиев создал газету «Чеченское общество», а группа дагестанских выпускников и слушателей — газету «Черновик». Это лишь несколько примеров, которые характеризуют сообщество Школы и доказывают, что слово есть начало дела.

Подтверждают это в том числе и волгоградские «Шабунинские чтения», среди организаторов которых — выпускники Школы Дмитрий Грушевский (выпуск 2007 года) и Игорь Чернов (выпуск 1994 года). Обзор материалов первых чтений 2010 года печатается в этом номере журнала в рубрике «Региональное книжное обозрение».

Дэвид Хокни. Возле воды деревья растут повыше. 2007