Оглавление:
К читателю
Семинар
Тема номера
Гражданское общество
Историческая политика
СМИ и общество
-
Журналистика как власть и ответственность
-
Зачем нужны журналистика, литература, образование, если они ничего не могут изменить?
Точка зрения
Горизонты понимания
Наш анонс
Nota bene
№ 67 (1) 2015
«Круг чтения»: наш новый проект
Проект «Круг чтения», запустивший процесс «медленного», как говорят филологи, чтения книг из обширной библиотеки Московской школы гражданского просвещения, за полгода существования вышел из формата школьного «читального зала» и ищет место в большом мире.
Идея автора проекта, эксперта Московской Хельсинкской группы Вадима Карастелева, и инициаторов из числа выпускников Школы, я думаю, близка и понятна каждому члену нашего сообщества. У многих из нас часть домашней библиотеки состоит из книг серий: «Библиотека Школы», «Своевременная мысль», «Культура. Политика. Философия». В силу того, что подобная литература требует времени, мотивации и часто специальных знаний, эти книги не стали достоянием широкой читательской аудитории. Поэтому цель проекта ее автор и инициаторы видели прежде всего в популяризации (насколько применимо здесь это понятие) школьной библиотеки внутри сообщества выпускников. Однако аудитория участников получилась гораздо шире хотя бы потому, что технически проект позволяет вести обсуждения в режиме вебинаров, что территориально делает наш «круг чтения» безграничным. Постоянный участник вебинаров Евгений Тищенко из Иркутска, например, регулярно выступает содокладчиком по разным темам.
Возможно, в будущем чтение внутри нашего «круга» приобретет системность, появятся повестка и тематические группы, но пока мы читаем и обсуждаем то, что показалось остроактуальным. В этом есть своя логика: по моему глубокому убеждению, каждая книга попадает к нам в руки в тот самый момент, когда мы готовы принять ее, а она — раскрыться нам. Нас ведет читательская интуиция.
Проект открылся в конце 2014 года обсуждением выпущенной Школой книги Пьера Розанваллона «Общество равных». В январе 2015-го состоялась дискуссия с автором книги «Законотворчество как политический процесс» Екатериной Шульман, нить разговора о которой задал Никита Молчаков: законотворческий процесс — предмет изучения политической или юридической науки? каково соотношение законотворчества и «указного права»? существует ли в России судебное нормотворчество? О значении политической конкуренции в законотворческом процессе; какой закон можно назвать правовым и эффективным? Обсуждение книги Дмитрия Горина «Интеллектуалы и свободы» также прошло с участием автора. В сессии обсуждения книги-биографии ставропольского журналиста Сергея Белоконя «Синий магистр» о просветителе XIX века Януарии Неверове приняли участие основатели Школы Елена Немировская и Юрий Сенокосов — разговор шел о том, возможна ли в России модернизация без широкого просвещения и гражданского образования.
В наших ближайших планах — обсуждение книги Александра Нольде (1873 — 1919), посвященной биографии М.М. Сперанского, в контексте опыта и перспектив правовой реформы в России. Осенью состоится дискуссия по книге Ханны Арендт «Банальность зла», которую культуролог и выпускник Школы Дмитрий Шевчук уже анонсировал: «В последнее время все чаще можно услышать, что мир захватила гибридность — наиболее часто упоминают о "гибридных режимах", "гибридной войне". Для сферы морали гибридность наиболее опасна, поскольку при этом теряют определенность моральные оценки и категории. В результате появляется то, что Арендт называет "банальностью" зла».
На странице проекта в Facebook идет обмен рекомендациями, более двухсот участников «Круга» публикуют рецензии и комментарии о прочитанных книгах. В стратегии проекта образовалась развилка, и участникам предстоит определить, по какому пути идти — развиваться как площадка для обсуждения специальной литературы в узком кругу профессионалов или остаться просветительским проектом и площадкой для более широкой аудитории.
Первое направление, задачу которого Вадим Карастелев видит в «формировании содержательной исследовательской повестки в гуманитарных науках», опробовано на площадке Высшей школы экономики в Москве. В сотрудничестве с кафедрой публичной политики «вышки» Денис Бураков провел семинар-дискуссию «Претензия знания? Польза научного метода в современной политической науке». Второй путь — через «инициативу снизу», когда кто-то из участников проекта предлагает для обсуждения книгу из издательской программы Школы (или извне), а в качестве ведущего дискуссии приглашается специалист или, если есть такая возможность, автор книги.
Проект запущен, и нам понятно, что «Круг чтения» востребован и будет развиваться. Нужно ли планировать повестку, объединять книги в тематические блоки или сохранить стихийность чтения? Нужно ли вводить «критерий приемлемости» для обсуждения книг, не входящих в фонд Школы? Над этим мы размышляем. Однако есть кое-что, что мы поняли для себя самих, существуя полгода в «Круге чтения». Проект — это площадка для неформального образования и самообразования, каждый в нем выстраивает собственную стратегию развития.