Увы, сегодня снова актуален вопрос о транзите. На первый взгляд, после продолжавшегося 70 лет революционного интернационального перехода от капитализма к коммунизму, а затем неудавшегося транзита от «развитого социализма» к демократии вопрос о транзите кажется абсурдным. Хотя бы потому, что ответ на него уже дан просвещенной Европой, исходя из убеждения в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка вещей», соответствующего природе человека и общества. Однако актуальность вопроса не исчезла, авторитарные и диктаторские режимы продолжают существовать.
Я не стану утомлять вас рассуждениями на столь обширные темы, как греко -христианская или иудео-христианская цивилизация, роль Карла Великого или Пия XII в создании Европы. Я сосредоточусь на том, что мне кажется актуальным сегодня.
Вестфальская модель мира, закрепившая приоритет национальных интересов, возникла почти четыреста лет назад, но до сих пор остается рабочей концепцией в международных отношениях. Однако она больше не может оставаться инструментом решения стоящих перед человечеством проблем; постепенно ей на смену приходит система ценностей. Публикуемая статья, подготовленная на основе выступления автора на школьном семинаре в Риге в июне 2019 г., о том, что это за ценности, как они связаны с понятиями эмоций, морали и справедливости, в каких случаях правительствам прощается ложь и почему общество становится более толерантно к «постправде».
Что такое публичное пространство, зачем оно необходимо в гражданском обществе и что нужно сделать, чтобы оно сложилось в России? Ответы на эти и другие вопросы вместе искали эксперты и участники семинара Школы гражданского просвещения, который прошел в центре «Мемориал» 6 июля 2019 года.
Стефани Хэйр, независимый исследователь и автор книги об этике технологий, пишет, что полиция Южного Уэльса в тестовом режиме запускает для смартфонов приложение по распознаванию лиц. Приложение должно не только распознавать лица, но и автоматически сопоставлять полученную информацию с данными полицейской базы.
Под определение «либерализм» попадает целый спектр понятий, и далеко не всегда речь идет о действительно либеральных вещах. Чтобы проиллюстрировать этот тезис, достаточно вспомнить Владимира Жириновского или калифорнийских либералов, которые довольно близки к коммунистам.
Протестное лето 2019 года вновь поставило вопрос о среднем классе. Не в том смысле, существует ли он в России, сужается ли на фоне пятилетнего снижения реальных доходов населения, каковы его потребительские приоритеты. Это более или менее очевидно. Он существует. Вопрос в другом — о чем и как он думает?
Что могут сделать христиане, чтобы преодолеть разногласия на разделенном континенте? Поиск христианского ответа на этот вопрос не противоречит светским решениям. По словам Ап. Павла, христиане должны служить закону Божию своим умом (Рим. 7:25). Ум — это дар, которым наделен каждый человек. Христиане верят, что это божественный дар, и он лежит в основе совместных действий между христианами и нехристианами.
События последних лет напомнили нам о политических лидерах. Причем не столько о лидерах по выработке сиюминутной ежедневной политики, сколько в формировании национальной культуры, в выборе идеалов и целей для своих наций. Трамп, Путин, Эрдоган, Си Цзиньпин — можно продолжить этот список.
Для своего выступления я выбрал тему: «Нордическая модель в мире», чтобы рассмотреть ее в контексте мирового развития. Мир переживает не лучшие времена. Наблюдается снижение темпов роста по разным причинам: демографическим, инвестиционным, технологическим и так далее.
Я хочу остановиться на двух вещах — инвестициях и доверии. С примерами из бизнес-практики.
Что такое свобода и почему она необходима для прогресса России?
О наиболее острых вопросах современной российской повестки дня — о рейтингах органов власти, о протестах и политических идеалах российского общества. Беседа Константина Фрумкина с руководителем отдела социокультурных исследований Аналитического центра Юрия Левады Алексеем Левинсоном.
Вся вторая четверть XIX века для русского просвещения была «темной» эпохой откровенных гонений и жестких притеснений со стороны властей. Нетерпимость проявлялась не только к независимой мысли, но и к любым попыткам уйти в сторону от официальной идеологии, огосударствленного образа жизни и «правильного» мышления.
Рассказывать я буду о войнах памяти. Это одна из четырех тем моей книги, где я пишу о четырех войнах, которые ведет государство-Левиафан: война за пространство, война за символы, война за тело человека и война за память. И почти треть книги — война за память.
Не так давно в Кыргызстане на парламентских слушаниях о новой кандидатуре на пост министра образования и науки депутаты рекомендовали брать пример с товарища Сталина. А более года назад молодые коммунисты Кыргызстана предлагали переименовать одну из главных улиц Бишкека, назвав ее именем Сталина.
Мы вступили в серьезную политическую ситуацию: откат в ряде стран с установившейся демократической традицией. Я говорю о так называемых промышленно развитых странах, которые достигли того, что мы называем либеральной демократией.
Знакомим читателя с нашими свежими изданиями, публикуя аннотации и фрагменты текста, дающие представление о книгах.
Примерно месяц назад я получил от близких друзей, переводчиков Ксаны и Саши Казачковых записку и текст, прочитав который, решил его опубликовать. Думаю, читателю этот текст тоже будет интересен.
В начале октября я принял участие в семинаре, организованном Министерством иностранных дел Франции и Ассоциацией школ политических исследований при Совете Европы. Встреча в Париже была посвящена роли гражданского общества и партисипативной демократии во Франции.