Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Номер Номер № 79 (3-4) 2020

К читателю

Юрий Сенокосов

Школа гражданского просвещения прямого отношения к профессии не имеет. Потому что профессия — это разновидность человеческой деятельности, требующая специальных знаний и навыков, которыми человек овладевает в результате обучения в самых разных учебных заведениях. Какие это знания и навыки? Знания о природе, получаемые на основе изучения естественных наук; об обществе, источником которых являются социальные науки; о человеке — которые дает антропология, совокупность дисциплин, занимающихся изучением его происхождения, развития и существования в природной и культурной средах.

Семь уроков пандемии*

Иван Крастев

Иван Крастев, болгарский политический аналитик, эксперт в области международных отношений, размышляет о том, какие уроки приготовил для мира Covid-19. Он называет семь последствий пандемии, о которых можно говорить уже сегодня, несмотря на кажущиеся преждевременными попытки представить, какие глобальные политические и экономические результаты принесет новая пандемия. И считает, что, несмотря на общую неопределенность, характерную для любого кризиса, есть несколько вещей, которые отличают его от всех предыдущих.

Новый век начинается в 2020 году*

Василий Жарков

Пандемия COVID-19, или, как его называют, коронавируса, набирает обороты по всему миру. Какие исторические прецеденты аналогичных глобальных эпидемий нам известны и можем ли мы уже сейчас предсказать возможные социальные последствия охватившей человечество трагедии? Первое, что приходит на ум историку, — эпидемия испанки, начавшаяся ровно 102 года назад, когда в марте 1918 года первый случай гриппа, который пару месяцев спустя несправедливо назовут «испанским», был зафиксирован у рядового армии США на одной из военных баз в штате Канзас.

Мир после коронавируса*

Юваль Ной Харари

Да, шторм пройдет, человечество выживет, большинство из нас все еще будут живы, но мы будем жить в другом мире. Многие краткосрочные чрезвычайные меры станут частью жизни. Такова природа чрезвычайных ситуаций. И они ускоряют исторические процессы. Решения, на которые в обычное время уходят годы, сегодня принимаются моментально.

Здоровая планета для здоровых людей. Обращение Римского клуба к мировым лидерам*

Мир погрузился в чрезвычайный кризис. Мы глубоко скорбим о человеческих жизнях, уже ставших жертвами вируса, и выражаем глубокое чувство солидарности с теми, кто сегодня наиболее уязвим, поскольку пандемия продолжает распространяться по всему миру.

Андрес Веласко: «Между любовью к человечеству и любовью к стране нет конфликта»*

Наталья Корченкова

Космополитизм — система ценностей, в рамках которой интересы человечества ставятся выше интересов отдельной нации, и сейчас это понятие стало едва ли не ругательным, пишет Андрес Веласко, декан школы публичной политики Лондонской школы экономики.

Фрэнсис Фукуяма: «Ничего нового в политике идентичности»

Беседа с Фрэнсисом Фукуямой — профессором, писателем, публичным интеллектуалом. Интервьюер: Мацией Макулски

Невыученные уроки*

Михаил Соколов

Нам стоит поговорить о последнем, тридцатилетнем периоде перемен. Иногда слышишь «прекрасно помню это время», а на самом деле мало кто что помнит. Особенно это касается коллег-журналистов.

Личная ответственность в современной экономике*

Фредрик Эриксон

В исторической перспективе нам известно большое количество идей, теорий и концепций того, как работает экономика. Те из них, которые выстояли и сохранили свою актуальность, фокусируются на личной ответственности, на том, как каждый из нас поступает, следуя культурным нормам, представлениям о рациональном выборе, традициям и так далее. Но вне зависимости от того, как мы поступаем и действуем, речь, несомненно, идет о нашей вовлеченности в экономику как таковую. На правах потребителя, предпринимателя, наемного работника или государственного служащего. Вот об этом мне и хотелось сегодня поговорить: почему личная ответственность имеет значение.

Достоинство человека, свобода и ответственность

Юлиус фон Фрайтаг-Лорингховен

С 2012 года я возглавляю работу немецкого либерального Фонда Фридриха Наумана в России и с тех пор стараюсь понять, что происходит вокруг меня и «что делать?». Другой русский вопрос: «Кто виноват?» — никогда не казался мне значительным, ведь я не могу повлиять на то, что уже случилось.

Фатален ли кризис прав человека?*

Нильс Муйжниекс

Я буду говорить на английском языке, и сейчас вы поймете почему. Я латыш из Америки и говорю по-русски с трудом. Я политолог по образованию, писал свою докторскую о балтийских национальных движениях и развале Советского Союза.

Очерк 3. Просветительская мысль второй половины ХIХ века между академической наукой, революционным порывом и художественным вымыслом*

Александр Согомонов

В предыдущих очерках мы рассматривали утонченную философическую и публицистическую мысль, которая по своему социальному происхождению была преимущественно дворянской. Сейчас же обратимся к тем отечественным интеллектуалам, кто в эпоху великих реформ XIX века выбрал для себя стезю профессионального служения отныне уже в более свободной и открытой России. И кто четко осознавал и никогда не изменял своей общественно-просветительской миссии.

Алексис де Токвиль: аристократ, очарованный демократией*

Андрей Захаров

Прежде всего позволю себе небольшое самооправдание. Почему, собственно, Алексис де Токвиль? Да, признанный социальный мыслитель и изысканный француз-дворянин, но при этом за плечами всего пара книг плюс сборник воспоминаний — и весьма короткая, особенно по современным меркам, жизнь: пятьдесят лет с небольшим хвостиком. Что же в нем такого?

Наследие Ханны Арендт*

Анатолий Михайлов

Я знаком с Леной и Юрием с давних советских времен. После распада Советского Союза мы, не согласовывая друг с другом, попытались, каждый по-своему, реализовать инициативы, крайне необходимые для возникшей новой реальности постсоветского пространства, с пониманием того, что в интеллектуальном отношении мы не были готовы к тем вызовам, с которыми сталкивается трансформация посттоталитарного общества.

Сохранение биоразнообразия Арктики. Возможности реинтродукции*

Федор Луковцев,

Мой отец Луковцев Юрий Семенович, кандидат биологических наук, всю свою жизнь посвятил изучению фауны и экологии животных. Поэтому об экологии я знаю фактически с детства. В школьные годы каждое лето проводил в деревне у бабушки и видел, что сельские жители совсем по-другому относятся к природе и ее дарам.

Журналистика ближе к гражданскому активизму*

Виктор Мучник, Виктория Мучник

Школа — не о профессии, она о просвещении. Главная задача Школы — не научить, а инспирировать, вызвать интерес к совместному творчеству, гражданственности, солидарности. Итог нашей работы — не общий манифест или меморандум, а индивидуальные проекты, направленные на познание сложного и постоянно меняющегося мира.

Наш анонс

Профессий, как и школ, много. Школа гражданского просвещения не о профессии. Ее миссия — в трансляции международным экспертным сообществом современного знания и понимания глобальных проблем для всех, кто готов обсуждать эти проблемы публично и включаться в процесс поиска их решения не только на глобальном уровне. Девиз Школы: «Все мы разные, но мы — граждане!». Как увидит читатель, Школа повилась не на пустом месте — ее появлению предшествовало участие одного из ее основателей в издании серии книг «Из истории отечественной философской мысли».

Пир последствий*

Иван де ла Нуэс

Все мы рано или поздно оказываемся на пиру последствий своих поступков. Это написал Роберт Льюис Стивенсон, фанатик островов. Именно так живет теперь остров Куба: на пиру последствий.

Оглавление:

К читателю

Тема номера

Точка зрения

Гражданское общество

Жизнь и мысль

Проекты выпускников Школы

Наш анонс

Nota bene