Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Россия и Запад

Власть и общество

Закон и право

Регионы России

Точка зрения

Личный опыт

Из отечественных изданий

Наш анонс

Nota bene

№ 3 (56) 2011

Россия — стратегический партнер?*

Эрнст-Йорг Штудниц, председатель Германо-Российского форума, посол Германии в РФ (1995–2002)

В современной политике понятие «стратегическое партнерство» стало своего рода разменной монетой. Любые отношения, если им хотят придать определенное значение, сразу становятся «стратегическими». Ясно, что подобное использование этого термина свидетельствует о легкомысленности и беспечности, которые вредны для международных отношений. Попробуем поэтому разобраться, насколько международные отношения России с теми или иными партнерами соответствуют критериям стратегического партнерства. При этом я остановлюсь на особенностях отношений России с Германией, Европейским союзом, НАТО, США, Китаем и другими государствами группы БРИК. Учитывая, что вопрос об определении характера этих отношений кажется вполне уместным, я намеренно поставил знак вопроса в названии моего выступления.

Если рассматривать понятия «стратегический» и «партнерство» с точки зрения их содержательности, становится очевидно, что о «стратегическом» можно говорить только тогда, когда идет речь о намерениях или действиях, ориентированных на долгосрочные цели. То есть, другими словами, когда определение «стратегический» относится к «партнерству», то речь идет об участии, так как корень «парт» означает часть, долю целого. Таким образом, партнеры — это участники чего-то целого. И так как речь пойдет об отношениях России с ее внешнеполитическими партнерами, необходимо поставить вопрос, какими дополняющими критериями они обладают, чтобы в том или ином случае говорить о партнерстве.

Анализируя мотивацию важнейших партнеров России, важно понять, ищут ли они дополнения в лице России в реализации своей внешней политики и стремится ли сама Россия к подобному дополнению. Что, в свою очередь, зависит, конечно, от интересов, которые те или иные государства или союзы государств преследуют в своей внешней политике. Рассмотрим эти интересы.

 

Интересы России

Если проанализировать заявления ведущих государственных деятелей России и учитывать освещение событий в СМИ и реакцию российского общества на важные внешнеполитические события в различных опросах, то вырисовывается ключевая идея сохранения Россией имиджа мировой державы.

Президент Путин назвал распад Советского Союза величайшей геополитической катастрофой XX столетия. В спорах историков относительно сталинской политики репрессий связанная с этим периодом критика отвергается, поскольку она бросает тень на великую Победу над фашизмом — основу восхождения Советского Союза к статусу великой мировой державы, который для России имеет решающее значение. В рамках международного права он закреплен прежде всего в том, что у России есть право вето в Совете Безопасности ООН. Российская внешняя политика активно следит за тем, чтобы права страны ни в коем случае не игнорировались. Действия Соединенных Штатов и их союзников в обход Совета Безопасности, как это было в Корее в 1950 году, а затем в 1999-м во время действий НАТО в Косово и в 2002-м в войне в Ираке, вызывали резкий протест России, поскольку в этих конфликтах затрагивались и не учитывались российские интересы.

Другой исторически и политически обоснованный интерес России заключается в исключении иностранного влияния на территории бывших советских республик. Содружество Независимых Государств (СНГ), изначально задуманное для сохранения отношений между бывшими союзными республиками, все еще является привилегированным регионом для России. Российские власти очень болезненно восприняли вступление в НАТО балтийских республик, и абсолютно неприемлемым оказалось сближение с НАТО Украины и Грузии. Это связано с российскими интересами в сфере безопасности, а также с историческими связями, восходящими к Российской империи.

К самосознанию великой державы относится также утверждение России в качестве таковой во второй половине XVIII века, ее право участия в принятии решений на европейском уровне, по крайней мере в той степени, в какой это касалось европейской безопасности. Современным примером тому служит проект нового Договора о европейской безопасности, разработанный по инициативе Дмитрия Медведева. Предшественником этого сосредоточенного исключительно на вопросах безопасности соглашения является созданная в 1975 году Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Для России эта система была особенно привлекательна еще и потому, что по так называемому принципу консенсуса ничего не могло произойти против воли Советского Союза. На сегодняшний день интерес России к ОБСЕ заметно упал, поскольку эта организация не занимается больше вопросами безопасности. Чтобы исправить этот недостаток и восстановить принцип единодушного консенсуса, предложенная Медведевым система безопасности должна носить обязывающий характер по отношению не только к странам Договора, но и таким организациям, как НАТО и ЕС, и тем самым предотвратить вытеснение России из сферы европейской безопасности.

 

Глобальные интересы России

После победы над Германией, с таким трудом завоеванной советским народом, и достижения равноправного статуса с США, закрепленного в праве вето в Совете Безопасности ООН, Россия в облике Советского Союза безоговорочно видела себя в роли мировой державы. До распада СССР Россия считала себя равноправной сверхдержавой по отношению к США. Формально равноправие обоих государств было закреплено в совместной декларации между СССР и США, подписанной в рамках визита президента Никсона в Москву в 1972 году.

Как мировая держава Советский Союз был заинтересован в поддержании мирового баланса сил, сформированного по итогам Второй мировой войны и сохраненного во время холодной войны. Острые вопросы международной безопасности того времени определяют глобальные интересы России и по сегодняшний день. По отношению к США это означает, что потенциал российского ядерного оружия в качестве гаранта безопасности России не может быть поставлен под сомнение. Этому служили договоры по ограничению стратегических вооружений (ОСВ), заключенные в 70-е годы прошлого столетия. Тот факт, что Джордж Буш-младший не захотел продлевать эти соглашения, был воспринят в России как серьезная угроза ее мировому статусу. Наконец, в 2010 году договор по СНВ-3, определяющий, помимо прочего, допустимое количество ракет и ядерных боезарядов, был подписан. Русские, однако, по-прежнему обеспокоены тем, что США намерены развивать современную систему противоракетной обороны без участия России. Это может привести к обесценению российских стратегических ракет как средства устрашения. Если это произойдет, Россия потеряет свой равноправный статус по отношению к США.

Для России, заинтересованной в сохранении нынешнего статус-кво, тема ограничения доступа к ядерному оружию имеет глобальное значение. Распространение ядерного оружия представляет постоянную угрозу для международной безопасности. Поэтому Россия принимает участие в шестисторонних переговорах с целью ядерного разоружения Северной Кореи. По тем же причинам, хотя и более сдержанно, Россия принимает участие в усилиях пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии по предотвращению ядерного вооружения Ирана.

Соседство с Китаем означает для России иной характер политических вызовов, чем для США. Для России Китай является одной из решающих сил в контексте мировой политики в XXI веке.

Региональные конфликты на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Афганистане разным образом затрагивают существенные интересы России. Принципиально Россия заинтересована в мирном разрешении всех этих конфликтов, поскольку любое военное вмешательство, как показывает Афганистан, приводит к непредсказуемым осложнениям и ущербу. В десятилетней войне с Афганистаном Советский Союз на собственном примере познал, что эту войну так просто не выиграть. Если сегодня НАТО уйдет с афганской территории, то из-за нестабильности в центральноазиатском регионе распад государственности в Афганистане будет иметь последствия и для России. Военный конфликт на Ближнем Востоке принес бы столько неопределенности, что не исключено и развитие глобального конфликта. Россия в этом не заинтересована. Непрогнозируемые масштабы начавшихся в Тунисе и Египте восстаний в целях свержения правящей власти влияют на традиционных союзников России, угрожают общей безопасности в регионе и способны негативно отразиться на системе мирового энергоснабжения, что может привести к новому финансовому и экономическому кризису, в котором Россия совершенно не заинтересована. На глобальные интересы России существенно влияет и международный терроризм, с проявлениями которого стране приходится бороться не только на Северном Кавказе, но и во многих российских городах, прежде всего в Москве. Существенную угрозу для морского судоходства России представляют пиратские захваты судов в Африке. Наконец, Россия страдает от международной торговли наркотиками как транзитная страна и как потребитель и ведет активную борьбу в этой сфере.

 

Средства, используемые Россией для осуществления своих интересов

Для осуществления своих глобальных целей Россия использует различные международные организации, в которых она может защищать свои интересы. К таковым относится вышеупомянутый Совет Безопасности ООН, гарантирующий России соблюдение ее прав и учет мнений в сферах, затрагивающих ее непосредственные интересы. Учитывая статус мировой державы, не существует таких вопросов международной безопасности, в которых Россия была бы не заинтересована.

С времени открытия России Западу при Петре I и победы над Швецией в Северной войне Россия считает своим правом принимать непосредственное участие в процессе формирования Европы. Это право укрепилось после наполеоновских войн на Венском конгрессе и осуществлялось на протяжении всего XIX столетия в так называемом концерте европейских держав. Если в результате Октябрьской революции 1917 года Россия была исключена из процесса мирного европейского урегулирования, то на конференциях держав антигитлеровской коалиции в Ялте и Потсдаме она вернулась в лице Советского Союза к своей традиционной роли, получившей развитие в Хельсинкском заключительном акте 1975 года, который закрепил положение России в европейском строительстве.

Для укрепления самосознания России в качестве мировой державы очень важно ее участие в других международных организациях, в которых действует принцип консенсуса. Здесь для России имеет решающее значение членство в «Большой восьмерке» (G8) из-за ее влияния на глобальные экономические и политические решения наиболее сильных в финансово-экономическом плане государств, равно как и в «Большой двадцатке» (G20), получившей еще большее значение в результате недавнего мирового финансового кризиса.

В ходе сознательной отстраненности от организаций, находящихся под влиянием США, Россия сыграла ключевую роль в процессе основания Шанхайской организации, а также в институционализации сотрудничества государств — членов БРИК. Ключевым партнером в рамках обоих сообществ является Китай, в договорной интеграции которого Россия очень заинтересована. Благодаря этому удалось преодолеть последствия напряженности, существовавшей с 1960-х по конец 1980-х годов между СССР и Китаем. Одной из главных задач Шанхайской организации сотрудничества является урегулирование спорных пограничных вопросов. Российская концепция многополярной структуры мира, существующая еще со времен Примакова — в противовес глобальной гегемонии США, нашла конкретизацию в формировании сотрудничества между Бразилией, Россией, Индией, Китаем и с недавнего времени также с Южной Африкой.

 

Контроль над внутренними ресурсами

В целях сохранения своей независимости Россия тщательно контролирует доступ иностранных партнеров и фирм к своим ресурсам — по крайней мере настолько, насколько они способны влиять на политические решения российской верховной власти. По этой причине Россия медлит с вступлением в ВТО, поскольку опасается, что это может открыть столь нежелательный доступ к ее экономике. Из тех же соображений Россия хочет сохранить контроль над своими нефте-и газопроводами и поэтому не присоединяется к требующей свободного доступа Европейской энергетической хартии. Несмотря на то, что Россия очень заинтересована в привлечении иностранных инвестиций, в стратегических отраслях — особенно, если они имеют военно-политическое значение — любые инвестиции блокируются. Отказ концерну Siemens в приобретении контрольного пакета акций российской компании «Силовые машины» является лишь одним из примеров. В этом же контексте можно отметить вытеснение концерна Shell из сахалинских инвестиционных проектов и сокращение влияния компании BP в фирме TNKBP. В обоих случаях речь шла о сохранении за Россией контроля над нефте- и газопроизводством.

К теме защиты и сохранения собственных ресурсов относятся также неоднократно провозглашенные президентом Путиным расширение и модернизация ракетных войск. Об их значении для поддержания системы взаимного устрашения уже говорилось. Насколько велика здесь разница по сравнению с США показывает статистика военных затрат в обеих странах. В 2009 году в Соединенных Штатах расходы в этой сфере составили 661 млрд долларов, в Российской Федерации — лишь 53 млрд.

 

Интерес к России

Если в первой части я кратко обозначил интересы России, то теперь важно показать интерес иностранных партнеров к России, чтобы затем перейти к обзору соотношения интересов в качестве условия партнерского сотрудничества.

Россия как поставщик энергоресурсов

Учитывая ресурсное богатство России, интерес иностранных партнеров к стране, как правило, в первую очередь связан с поставкой энергоносителей. Согласно статистическим данным, в 2009 году Россия была крупнейшим производителем сырой нефти в мире (494 млн тонн). Добыча нефти в России составила 12,9 % от мирового производства — выше чем в Саудовской Аравии (12 %), США (8,5 %) и Иране (5,3 %). В списке мировых экспортеров Россия уступила Саудовской Аравии (11,4 % и 17,1 % соответственно), но обошла Иран (5,7 %). По эксплуатации новых месторождений Россия заняла четвертое место (6,4 %), уступив Саудовской Аравии (23 %), Ирану (11,6 %) и Ираку (9,8 %). По наличию возможных нефтяных запасов Россия занимает ведущие позиции с 18,1 % мировых, оставив далеко позади США (11 %) и Саудовскую Аравию (9,6 %).

В списке крупнейших производителей природного газа лидируют США (20,1%), опередившие Россию (17,6 %), Канаду (5,4 %), Иран (4,4 %) и Норвегию (3,5 %). По разведанным запасам газа Россия занимает первое место (25,4 %), за ней следуют Иран (15 %) и Катар (13,4 %). Что же касается прогнозируемых запасов, то здесь картина довольно ясна: 44,4 % находятся в России, 8,4 % приходятся на США и 4,6 % на Иран.

Насколько велика роль России в сфере энергопоставок, показывает тот факт, что, например, Германия экспортирует сегодня 32 % природного газа и более 30 % нефти из России. Такие страны, как Финляндия, Литва, Словакия и Болгария, почти полностью зависят от поставок газа из России. В Чехии, Австрии, Греции, Турции и на Украине зависимость от российского природного газа составляет выше 60 %. За исключением Франции, Швейцарии, Италии и Румынии, объем российских газовых поставок в другие европейские страны составляет выше 30 %. Зависимость Европы от российской нефти выражена не столь сильно — лишь треть общего объема импорта.

Россия как фактор стабильности

Статус великой или даже мировой державы не присваивается только по наличию соответствующих амбиций, а достигается в результате признания со стороны государств мира, что та или иная страна обладает критериями державы с глобальными интересами и может их соблюдать. За признанием следует требование принятия на себя глобальной ответственности. В случае с Россией это означает, что от нее ожидается активное участие в решении острых глобальных проблем. В частности, требуется российское содействие в усилиях по урегулированию конфликта на Ближнем Востоке, разрешение которого в обозримом будущем так и не предвидится. Россия выполняет данное обязательство в рамках своего членства в «Ближневосточном квартете» наряду с ООН, ЕС и США. Подобную функцию поддержки Россия также выполняет, предоставляя право пролета над своей территорией самолетов со снаряжением для сил НАТО в Афганистане. Аналогично Россия поддержала западные державы в Совете Безопасности ООН в решении защиты гражданского населения в Ливии. Участие России в шестисторонних переговорах по предотвращению ядерного вооружения Северной Кореи, а также в группе 5+1 (постоянные члены Совета Безопасности и Германия) по атомному разоружению Ирана показывает, что во всех этих вопросах Россия является незаменимым партнером для стабилизации международного положения на глобальном уровне.

Россия как мирный сосед

Геополитические изменения в Восточной Европе после распада Советского Союза, вслед за желанием политической переориентации новообразованных государств в сфере безопасности отчасти привели к серьезным региональным конфликтам, которые, как в случае с Грузией, даже переросли в военное столкновение. Полное отстранение прибалтийских государств от любых союзов с Россией, как, например, их отказ от членства в СНГ и даже больше — их вступление в НАТО (как и бывших союзников по Варшавскому договору — Польши, Чехии и Венгрии, а позднее и Словакии, Румынии и Болгарии), поставили Россию перед существенными новыми вызовами. Лишь постепенно напряженность в отношениях с этими странами начинает спадать. С Польшей наблюдается прогресс в решении наболевшей Катынской проблемы, а с прибалтийскими государствами после долгих проволочек наконец были ратифицированы пограничные соглашения с Латвией и Литвой, договор с Эстонией разрабатывается. Попытки сближения с НАТО, предпринятые Украиной и Грузией — некогда неотъемлемыми частями Советского Союза, вызвали значительную напряженность, которая в ходе смены украинской власти утихла, а в случае с Грузией до сих пор продолжается. Интерес всех соседних государств, к которым относится и Белоруссия с ее сложным конституционным положением, заключается в том, чтобы в лице России обрести соседа, с которым возможно мирное и партнерское решение как исторических, так и актуальных экономических проблем и проблем в сфере безопасности. В этом состоят основные надежды и ожидания сопредельных стран по отношению к их большому и могущественному соседу.

 

Внутренняя стабильность России

По отношению к государству, претендующему на право участия во всех глобальных вопросах, существуют значительные требования к его внутренней безопасности. Ибо только внутренне стабильное государство способно играть важную роль в мире. Здесь возникают серьезные вопросы: они были во времена правления Ельцина, есть они и в отношении современного положения в стране. Они касаются не только преемников на посту президента, но и таких тем, как укрепление демократии и следование принципам правового государства. На Западе, в Европе очень сложно представить, как государство может существовать без поддержки населения, выражающейся не в результатах опросов, а в непосредственном гражданском участии. Какие опасности таятся в положении, когда люди не видят для себя будущего, показывают народные восстания в арабских странах, начавшиеся в Тунисе и Египте. Может ли Россия позволить себе отток специалистов за границу? Обеспечивается ли социальная защита для большей части населения или же здесь существует опасность социальных волнений, как в 1917 году, в конце царской империи? К каким печальным последствиям в Европе, а в случае с евразийской державой Россией и в мире, может привести развал государства, наглядно показал распад Югославии в конце XX столетия. Учитывая эти события и опасения, соседи России, очевидно, заинтересованы в поддержании ее внутренней стабильности.

 

Роль России

Перечисленные факторы показывают, что Россия весьма существенно воздействует на ход мировых процессов: это и ее роль в Совете Безопасности ООН, и содействие в преодолении глобальных кризисных ситуаций, и поставка энергетических ресурсов. Для дальнейшего развития европейского потенциала в мире не обойтись без все более тесной координации европейского строительства с Россией. Как это будет выглядеть в организационном плане, в настоящий момент не решено. Будет ли это происходить в форме членства в ЕС, или на основе договора о формировании расширенного европейского пространства, или же других правовых институтов, покажет время. Важно предпринять те шаги, которые возможны уже сегодня.

 

Где России требуются партнеры?

Россия нуждается в США — в первую очередь, потому что без них ей очень сложно обеспечить свою безопасность. Признание того, что безопасность сегодня реализуется не в противостоянии, а лишь при помощи друг друга, является достижением международной политики со времени окончания холодной войны. Интерес России к уменьшению американского мирового господства может быть реализован только во взаимодействии с другими партнерами, например странами БРИК. При этом Россия в особенности остается зависимой от качества отношений с Китаем, который из-за демографических диспропорций на Дальнем Востоке по-прежнему является предметом российской обеспокоенности. Для обеспечения внутренней стабильности России необходимо интенсивное сотрудничество с западными партнерами — США, Европой и не в последнюю очередь с Германией. С их помощью Россия сможет осуществить столь необходимую ей модернизацию, выходящую за рамки экономики и охватывающую также демократические и общественные институты. Россия нуждается в помощи всех ведущих экономик для привлечения их инвестиционных ресурсов в целях экономического обновления. Это касается Европы и США, а также Китая и Японии.

 

Проблемы сотрудничества

Исторический путь России, особенно в XX веке, но и раньше, всегда был одиночным. Даже сегодня Россия чаще предпочитает действовать одна, чем в союзе с кем-либо. Почти шестидесятилетний интеграционный опыт Европы, процесс европейского объединения показал, что совместными усилиями можно добиться намного большего, чем в одиночку. Оно принесло всем определенные преимущества и опровергло существующий еще в России принцип игры с нулевой суммой: «Твое преимущество — мой проигрыш», и наоборот, как одно из самых неперспективных. Если Россия действительно хочет стать стратегическим партнером для Европы и в мире, ей придется осваивать современные формы сотрудничества. И хотя по многим аспектам роль России в международных отношениях очень важна, от настоящего «партнерства» она пока еще далека, так что цель стратегического партнерства — проблема будущего.

Джорджо де Кирико. Тревожащие музы. 1917Сальвадор Дали. Пылающий жираф. 1936Пабло Пикассо. Коррида. 1934