Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

В защиту современности

Семинар

Тема номера

XXI век: вызовы и угрозы

Концепция

Дискуссия

Свобода и культура

Человек в профессии

Новые практики и институты

Горизонты понимания

Наш анонс

Nota bene

№ 41 (2) 2007

Финское информационное общество*

Харри Хелениус, Посол Финляндии в РФ

Финляндия известна не только как развитое информационное общество, но и как одна из самых конкурентоспособных экономик мира. Отчасти конкурентоспособность и высокоразвитое информационное общество — это одно и то же: речь идет о дееспособности общества в целом. Трудно представить конкурентоспособное общество, которое одновременно не являлось бы и высокоразвитым информационным обществом.

Финляндия занимает первое место в мире по качеству образования и по самому низкому уровню коррупции. Именно образование и транспарентный публичный сектор играют важную роль в создании конкурентного и информатизированного общества. Под информационным обществом подразумевается, таким образом, такое общество, которое способно создавать, распределять и использовать информацию. В информационном обществе технология служит лишь инструментом. Поэтому даже самые высокие технологии не приведут к дееспособному информационному обществу, если прочие общественные структуры не поддержат его.

Недавно в Финляндии была принята новая стратегия развития страны как информационного общества. В стратегии обозначены преимущества Финляндии: высокий уровень образования, региональное и социальное равноправие, высокая культура управления, национальный банк информации, публичность информации и доверие граждан к электронным услугам. По сути, ни одно из этих преимуществ в прямую не связано с технологией. Речь идет о том, что все граждане имеют свободный доступ к информации, так как управление обществом и вся информация являются открытыми; существует доверие между органами власти, гражданами и бизнесом.

Информационное общество не может функционировать, если граждане не подготовлены к созданию и использованию информации. В Финляндии много внимания уделяют тому, чтобы все граждане имели достаточное образование, что позволяет использовать способность каждого и обеспечить для всех возможность действовать в информационном обществе. Наша страна заняла первое место в международном исследовании PISA*, которое оценивает уровень образования. В исследовании оценивалось, насколько хорошо ученики в разных странах владеют знаниями и умениями, важными с точки зрения современного общества.

В Финляндии равноправие в образовании обеспечивается, например, тем, что школы не выбирают своих учеников, а каждому ребенку гарантирован доступ к учебе в школе своего района. Учеников не определяют в разные школы и не разделяют на разные группы по уровню знаний. Учителя должны иметь высшее образование. Профессия учителя в Финляндии пользуется популярностью, поэтому в вузы по подготовке учителей отбираются заинтересованные и талантливые молодые люди. Система школьного образования предоставляет равные возможности всем, независимо от места жительства, пола, экономического положения или языковой и культурной принадлежности школьника. Конечно же, предоставление равных возможностей для учащихся требует немалых финансовых усилий, а в школьной системе часто необходимо принимать специальные организационные меры. Например, в школах Хельсинки происходит обучение родному язык примерно на сорока языках.

Региональное равноправие означает, в частности, то, что максимальное количество людей имеет доступ в широкополосный Интернет. Финляндия — страна редконаселенная, с большими расстояниями. В этом отношении она напоминает многие регионы России. В стране насчитывается миллион триста тысяч абонентов имеющих доступ в широкополосный Интернет. Еще важнее с точки зрения равных возможностей тот факт, что почти все население, а точнее 96 процентов, имеет техническую возможность подключения к широкополосной сети.

Кроме возможностей граждан, информационное общество предъявляет много требований к деятельности органов власти. Хотя электронное общение может казаться «холодным», оно предоставляет превосходное средство обеспечения прозрачного и объективного взаимодействия с органами власти. Следует заметить, что Финляндия является в этом смысле ведущей страной в мире: семьдесят три процента финнов уже вели переписку с органами власти в электронной форме.

Информационные технологии охватывают все сферы общества. Его развитие основывается на общности государства, бизнеса и гражданских институтов. У всех свои требования и ожидания в отношении информационного общества. С другой стороны, все они являются незаменимыми участниками его строительства и функционирования,

С точки зрения государства информационное общество означает, например, возможность более эффективно оказывать публичные услуги. Техника также предоставляет превосходную возможность открытого для граждан доступа к процессу принятия решений как в общегосударственной, так и в муниципальной администрациях. Например, в коммуне Раутъярви, расположенной недалеко от финляндско-российской границы, проживают четыре тысячи триста человек. Любой человек может ознакомиться с протоколами заседаний муниципальных властей или отправить сообщение по электронной почте лицам, принимающим решения. На интернет-страницах можно записать ребенка в детский сад или подать заявление на получение съемной муниципальной квартиры. Информационное общество предоставляет гражданам почти неограниченные возможности получения информации и ведения дел. Наверно, нетрудно в любой стране привлечь молодежь к активному использованию информационной техники и таким образом извлечь пользу из возможностей, предоставляемых информационным обществом. Но с точки зрения равноправия особенно важно, чтобы такое общество принимало во внимание потребности тех, кто не способен следить за развитием технологий и подвергается опасности оказаться вне его сферы. Я уже упомянул, что обучение родному языку в школах Хельсинки проводится на сорока языках. Финляндия стремится интегрировать иммигрантов в информационное общество как равноправных его членов. Нашей целью также является обеспечение доступа к возможностям информационного общества пожилым людям. Тридцать один процент финских женщин и сорок два процента мужчин в возрасте от шестидесяти до семидесяти четырех лет используют Интернет.

С точки зрения предприятий смысл информационного общества состоит в возможностях, которые оно способно предоставить бизнесу. Технические инновации, необходимые для функционирования информационного общества, рождаются на предприятиях, а они, в свою очередь, являются основными создателями и пользователями его инфраструктуры. Финские компании, работающие в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, ежегодно тратят два с половиной миллиарда евро на разработку своей продукции. Для бизнеса доступность информации означает ужесточение конкуренции, так как сравнение цен на продукцию стало простым делом.

Неправительственным организациям информационное общество дает возможность взаимодействия с органами власти, а также распространения информации и создания сетей. Позже я вернусь к роли общественных организаций.

Роль различных деятелей и функционирование финского информационного общества проще всего показать на конкретных примерах взаимодействия граждан, бизнеса и органов власти, облегчающего повседневную жизнь.

Финны все чаще ведут свои банковские дела через Интернет. Этой услугой пользуются сегодня уже 63 процента финнов. До этого государство должно было с помощью законодательства обеспечить, например, возможность удостоверять личность пользователя с помощью компьютера. Компании сами заботятся о работе технологий предоставления электронных услуг и привлекают клиентов к их использованию. Гражданам остается только пользоваться ими, а ходить в банк они могут, когда это им удобно.

Отправляя посылку по почте, финн может через Интернет отследить ее движение. Почта Финляндии является государственным акционерным обществом, которому все чаще приходится конкурировать с компаниями, предлагающими аналогичные услуги. Когда финский ученый хочет получить финансирование от Академии наук Финляндии, он может отправить электронное заявление из любого конца мира.

Хорошо функционирующая библиотечная система — это важная часть финского информационного общества. Кроме книг, газет и журналов, библиотеки предоставляют возможность пользования Интернетом, персонал библиотек инструктирует желающих по использованию электронных услуг. Ежегодно услугами библиотек пользуется 80 процентов финнов. В прошлом году затраты на деятельность библиотек на одного жителя составили сорок пять евро. Это касается только публичных библиотек, а есть еще библиотеки вузов и других учебных заведений. Организован доступ к материалам всех публичных библиотек страны через один интернет-адрес. Это пример открытости и доступности информации, что является основой информационного общества. Работа библиотек также наглядно показывает, что информационное общество основывается на структурах и традициях, которые существовали еще до того, как был изобретен компьютер. Сбор и доступность информации, ее бесплатное или недорогое предоставление гражданам были всегда традиционны для наших библиотек.

В Финляндии широко используются электронные медицинские карты. В информационном обществе органы власти, как и предприятия бизнеса, имеют большой объем информации о гражданах в своих электронных базах данных. Однако граждане должны быть абсолютно уверены в том, что эти данные используются строго по назначению и ни в какой форме не доступны посторонним.

Кстати, в Финляндии защита информации о гражданах контролируется специальным органом — Уполномоченным по защите информации. И все же роль неправительственных организаций и гражданского общества в целом очень важна, так как они наблюдают за тем, чтобы действия органов власти в информационном обществе не нарушали основные права человека.

Оптимальное информационное общество предоставляет новые возможности для ведения дел именно там, где большая часть граждан пользуется услугами публичного сектора либо частных предприятий. В Финляндии информационное общество получило широкое распространение, прежде всего в общении с органами власти. Как я уже упомянул, 73 процента финнов уже общались с органами власти посредством Интернета и только 50 процентов использовали его для покупок. Это говорит о доверии к органам власти.

Помимо образования и законодательства, у государства есть и другие важные задачи в информационном обществе. Поскольку все более ценной собственностью в экономике становится информация, предназначенная для хозяйственных или развлекательных целей, важно, чтобы была обеспечена защита интеллектуальной собственности и авторских прав. Хотя информация не амортизируется в процессе распространения, задачей органов власти является забота о том, чтобы производители информации получали компенсацию за использование плодов их труда.

Итак, информационное общество означает открытость информации и облегчение ее распространения. Поэтому любое информационное общество должно рассматриваться как часть международной экономики. Значение информации и знаний возрастает в международной конкуренции между разными странами. Финляндия стремится планировать будущее так, чтобы и в дальнейшем иметь возможность ответить на конкурентные вызовы. Вероятно, мы видим только начало тех преобразований мировой экономики, в ходе которых электронная передача информации будет изменять народные хозяйства. Конкуренция между странами, безусловно, будет ужесточаться, но Финляндия с доверием относится к будущему информационного общества.

Недавно на совещании РСПП президент Путин говорил о необходимости диверсификации производства в России с тем, чтобы уменьшить зависимость страны от производства энергоносителей и сырья, перейти к современному информационному обществу с экономикой, основанной на высоких технологиях.

По размеру, истории великой державы, природным богатствам и человеческим ресурсам Россия среди промышленных государств мира принадлежит к совершенно другой «касте», чем Финляндия. Несмотря на это, наши страны уже в течение многих десятков лет сотрудничают в технологической, исследовательской и образовательной сферах, а также в промышленности.

В начале восьмидесятых годов я был генеральным секретарем финляндско­советской Комиссии по научно-техническому сотрудничеству. Восьмидесятые годы вовсе не были периодом открытых дверей и границ между нашими странами или в отношениях Европы и Советского Союза. Несмотря на это, рабочие группы Комиссии служили каналами для установления контактов в упомянутых сферах. Речь шла об использовании человеческих ресурсов обеих стран. Информация передавалась в обоих направлениях, накапливался, правда медленно, опыт ее совместного производства. Общение между СССР брежневского периода и капиталистической Финляндией имело довольно бюрократическую форму и порой возникали трудности. Тем не менее были достигнуты результаты, которые принесли пользу обеим странам. Сегодня мы переживаем более открытые времена и осуществлять обмен информацией и дальнейшую ее обработку во много раз проще посредством высоких технологий.

Так называемые Дорожные карты общих пространств ЕС и России — прежде всего первая и четвертая (экономика и наука, и культура) — охватывают сферы сотрудничества, необходимые для достижения и тех целей, о которых говорит президент Путин. Строительство информационного общества и прогрессивных технологий как в Финляндии, так и в России основывается на сотрудничестве с другими странами, требующем открытого международного взаимодействия без предрассудков. Нужно сделать ставку на человеческие ресурсы. Речь идет не только об улучшении образования и исследовательской деятельности в соответствии с экономическими показателями. Важное значение в этом процессе имеют благосостояние и дееспособность общества, так как это является гарантией того, что люди смогут трудиться с полной отдачей. Для этого необходимо открытое и демократическое общество, в котором у граждан есть как ответственность и обязанности, так и права и возможности развивать себя и свою страну.

Жан Базен. Луна и ночная птица. 1947