Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Оглавление:

К читателю

Семинар

Тема номера

Гражданское общество

Историческая политика

СМИ и общество

Точка зрения

Горизонты понимания

Наш анонс

Nota bene

№ 67 (1) 2015

«Круг чтения»: наш новый проект

Юлия Счастливцева, журналист, выпускница Школы

Проект «Круг чтения», запустивший про­цесс «медленного», как говорят филологи, чтения книг из обширной библио­теки Московской школы гражданского просвещения, за полгода существова­ния вышел из формата школьного «чи­тального зала» и ищет место в большом мире.

Идея автора проекта, эксперта Московской Хельсин­кской группы Вадима Карастелева, и инициаторов из числа выпускников Школы, я думаю, близка и понятна каждому члену нашего сообщества. У многих из нас часть домашней библиотеки состоит из книг серий: «Библиотека Школы», «Своевременная мысль», «Ку­льтура. Политика. Философия». В силу того, что подоб­ная литература требует времени, мотивации и часто спе­циальных знаний, эти книги не стали достоянием широ­кой читательской аудитории. Поэтому цель проекта ее автор и инициаторы видели прежде всего в популяриза­ции (насколько применимо здесь это понятие) школьной библиотеки внутри сообщества выпускников. Однако аудитория участников получилась гораздо шире хотя бы потому, что технически проект позволяет вести обсужде­ния в режиме вебинаров, что территориально делает наш «круг чтения» безграничным. Постоянный участник ве­бинаров Евгений Тищенко из Иркутска, например, регу­лярно выступает содокладчиком по разным темам.

Возможно, в будущем чтение внутри нашего «круга» приобретет системность, появятся повестка и тематиче­ские группы, но пока мы читаем и обсуждаем то, что показалось остроактуальным. В этом есть своя логика: по моему глубокому убеждению, каждая книга попадает к нам в руки в тот самый момент, когда мы готовы при­нять ее, а она — раскрыться нам. Нас ведет читатель­ская интуиция.

Проект открылся в конце 2014 года обсуждением выпу­щенной Школой книги Пьера Розанваллона «Общество равных». В январе 2015-го состоялась дискуссия с авто­ром книги «Законотворчество как политический процесс» Екатериной Шульман, нить разговора о которой задал Никита Молчаков: законотворческий процесс — предмет изучения политической или юридической науки? каково соотношение законотворчества и «указного права»? существует ли в России судебное нормотворчество? О значении политической конкуренции в законотворческом процессе; какой закон можно назвать правовым и эффективным? Обсуждение книги Дмитрия Горина «Интеллектуалы и свободы» также прошло с участием автора. В сес­сии обсуждения книги-биографии ставропольского журналиста Сергея Белоконя «Синий магистр» о просветителе XIX века Януарии Неверове приняли участие основатели Школы Елена Немировская и Юрий Сенокосов — разговор шел о том, возможна ли в России модернизация без широкого просвещения и гражданского образования.

В наших ближайших планах — обсуждение книги Александра Нольде (1873 — 1919), посвященной биографии М.М. Сперанского, в контексте опыта и перспектив правовой реформы в России. Осенью состоится дис­куссия по книге Ханны Арендт «Банальность зла», которую культуролог и выпускник Школы Дмитрий Шевчук уже анонсировал: «В последнее время все чаще можно услышать, что мир захватила гибридность — наи­более часто упоминают о "гибридных режимах", "гибридной войне". Для сферы морали гибридность наиболее опасна, поскольку при этом теряют определенность моральные оценки и категории. В результате появляется то, что Арендт называет "банальностью" зла».

На странице проекта в Facebook идет обмен рекомендациями, более двухсот участников «Круга» публикуют рецензии и комментарии о прочитанных кни­гах. В стратегии проекта образовалась развилка, и участникам предстоит определить, по какому пути идти — развиваться как площадка для обсужде­ния специальной литературы в узком кругу профессионалов или остаться просветительским проектом и площадкой для более широкой аудитории.

Первое направление, задачу которого Вадим Карастелев видит в «фор­мировании содержательной исследовательской повестки в гуманитар­ных науках», опробовано на площадке Высшей школы экономики в Москве. В сотрудничестве с кафедрой публичной политики «вышки» Денис Бураков провел семинар-дискуссию «Претензия знания? Польза научного метода в современной политической науке». Второй путь — через «инициативу снизу», когда кто-то из участников проекта предлагает для обсуждения книгу из издательской программы Школы (или извне), а в качестве ведущего дискуссии приглашается специалист или, если есть такая возможность, автор книги.

Проект запущен, и нам понятно, что «Круг чтения» востребован и будет развиваться. Нужно ли планировать повестку, объединять книги в темати­ческие блоки или сохранить стихийность чтения? Нужно ли вводить «кри­терий приемлемости» для обсуждения книг, не входящих в фонд Школы? Над этим мы размышляем. Однако есть кое-что, что мы поняли для себя самих, существуя полгода в «Круге чтения». Проект — это площадка для неформального образования и самообразования, каждый в нем выстраива­ет собственную стратегию развития.