Общая тетрадь

вестник московской школы гражданского просвещения

 
 

Дневник

Культуры чести, лица и достоинства

 / 19 Окт.
 

Социальные психологи, рассматривая преобладающие установки в культурах, выделяют «культуры чести», «культуры права», «культуры достоинства» и другие. Внутри обществ культуры могут соседствовать между собой или сменять друг друга на протяжении истории. Например, во многих западных обществах, включая и российское, представления о кодексе чести, нарушение которого требует удовлетворения, было живо вплоть до первой половины ХХ века (дуэли). 

В испанском обществе, как считают специалисты, распространена культура чести. А, например, в голландском – культура права. Психологический эксперимент, в котором участвовали испанцы и голландцы, показал, что у испанцев чувство стыда вызывают неприятные для них оценки их действий со стороны. А голландцы начинают испытывать стыд, если считают, что не достигли успеха в каком-то деле 

Культуры чести универсальны. В каждой из них, говорят исследователи, существует понятный всем участникам кодекс чести. За его нарушением следуют понятные всем последствия. Категория чести распространяется на ближайших родственников и членов клана: если кому-то из "подведомственных" близких нанесено оскорбление или над ними совершено физическое насилие, то родственник, хранитель чести, должен вступиться за них. Если он сам нарушит кодекс, то пострадает репутация и родственников, и членов клана. Каждый участник такой культуры претендует на подобающую ему честь, но подтверждать эту претензию должны окружающие – другие такие же носители чести. 

Некоторые психологи считают, что чести противостоит не столько правовая культура, сколько «культура достоинства». Примером такого общества называют американское. Достоинство, в отличие от чести, не требует подтверждения со стороны других. Члены общества не могут сделать друг друга более или менее «достойными»: культуры достоинства исходят из того, что достоинство присуще человеку от рождения. 

В культурах достоинства роль чести выполняет чувство собственного достоинства (self-esteem). В отличие от культур чести, в культурах достоинства не существует единого представления об этом идеале. Достоинство – это оценка личностью самой себя. Но это не означает, что социальное окружение никак не влияет на самооценку. Cоциальная «ценность» человека влияет на его чувство собственного достоинства: если человек стремится жить в мире с окружающим сообществом, он вынужден принимать во внимание оценки других и отслеживать негативные сигналы в свой адрес. 

Существуют еще «культуры лица», к которым относится в частности японская культура. Респектабельность в такой культуре придается человеку другими членами общества в той мере, в которой он исполняет социальные ожидания. Такие общества иерархичны и «лицо» как правило придается члену общества равными или теми, кто находится выше него на социальной лестнице. Потеря лица в таких культурах влечет за собой тяжелейшие последствия для члена общества. В каких-то ситуациях оказывается легче выбрать смерть, чем смириться с потерей лица.

В современной культуре есть сферы, где культура чести вполне легитимна – это бытовые, политических конфликты, командный спорт, криминальный мир. Законодательство предусматривает защиту «чести и достоинства», так что внутри правового общества есть место для института чести, но отстаивают ее не с оружием в руках, а в зале суда. «Ордена, награды, знаки отличия, почетное гражданство, – пишет современный исследователь понятия чести, — все это тоже современные реалии, имеющие непосредственное отношение к чести. Однако выражения вроде «защищать честь» сегодня звучат высокопарно, чтобы не сказать смехотворно. Эксплицитно «честь», «слава» и «героизм» включаются только в спортивный дискурс». 

В России, как и во многих странах Запада, не просматривается одной превалирующей культуры: они соседствуют, распределяются географически и социально. В некоторых из регионов на Юге России, на Кавказе, преобладает культура чести. Культура чести определяет правила игры в криминальных сообществах. Здесь есть все признаки такой культуры: неписаный кодекс, понятные участникам сообщества наказания за нарушения, кланы, взаимная ответственность за оскорбления и готовность в критических случаях взяться за оружие, чтобы расставить все точки над i. Конечно, эта культура, как и культура лица, иерархична и признание в этой среде не присуще человеку от рождения. Оно дается новому члену равными и старшими носителями культуры чести. 

Еще одна форма культуры чести называется в России «понятиями». Эту культуру, хотя она и связана с криминальной, не назовешь маргинальной или нишевой – она охватывает бизнес и значительную часть государства. Возможно, трудности взаимопонимания между российскими и западными политиками объясняются тем, что с российской стороны преобладают носители культуры чести (российские носители иных культур оттеснены от принятия решений), а с западной – носители культуры достоинства. Шаги, которые представители культуры достоинства могут считать «просто политикой», носители культуры чести будут рассматривать, как унижения. Шаги, которые ревнители чести считают игрой, носители культуры достоинства могут посчитать агрессией. 

Евгений Будин 

comments powered by Disqus