Общая тетрадь

вестник школы гражданского просвещения

 
 

Номер Номер № 78 (1) 2020

Вступительное слово

Лена Немировская

27–28 ноября 2019 года Ассоциация школ политических исследований при Совете Европы провела в Берлине V международный форум «В поисках утраченного универсализма», посвященный развитию гражданского общества. Ниже публикуется выступление Лены Немировской на открытии форума и краткий его обзор.

О ценностях, вокруг которых могли бы объединиться международные организации

Константин фон Эггерт, Лайла Бокхари

30 лет назад рухнула Берлинская стена, вслед за ней — железный занавес. Европа объединилась, и казалось, что это навсегда. В последнее время отношения между Россией и миром Запада, да и между самими западными странами изменились. Международные организации не являются сегодня площадками для поиска консолидированных решений, многие страны испытывают тяжелый внутри- и внешнеполитический кризис. И принципы ненасилия и нерушимости границ также не являются незыблемыми.

Проблема доверия к СМИ

Пилар Бонет, Натали Нугайред

Почему мы нуждаемся в едином европейском пространстве?

Михаил Минаков , Бобо Ло

Политическое воображение говорит нам, что возможно, а что невозможно, что справедливо, а что нет, что утопично, а что реально. И что самым влиятельным игроком последние триста лет на поле политического воображения была Европа, причем Европа глобальная.

О папе Франциске, католической церкви и мировой политике*

Марко Полити

Просвещение, позитивизм, а вслед за ними возникновение марксистской и либеральной идеологий закономерно снизили значение религии в жизни общества. Но в конце XX века религиозное сознание вновь стало возрождаться, в том числе в форме агрессивного фундаментализма. «Невозможно было представить, что через десять лет после смерти папы Иоанна Павла II, который уделял столько внимания межрелигиозному диалогу, тысячи поляков встанут в цепочку вдоль границы страны и будут молиться о защите от мусульманского вторжения. Или кто бы мог себе представить, что появятся экстремистские фундаменталистские буддисты? Это же вообще парадокс! Ведь буддизм сам по себе подразумевает отсутствие какой-либо страсти»,— рассуждает автор нескольких книг о папстве Марко Полити. Он рассказал, какую роль играет католическая церковь в современном мире, как меняется религия и ее взаимоотношения с обществом и властью и какую позицию по ключевым вопросам занимает папа Франциск.

Советский и российский гуманизм. История понятия*

Ютта Шеррер

Я предложила эту тему по очень личному поводу. Несколько лет назад в Институте перспективных исследований (Германия, Эссен) мой друг запустил амбициозный исследовательский проект о гуманизме в межкультурной перспективе, в рамках которой он не будет больше рассматриваться в традиционной форме.

Нужен ли гуманизм в постчеловеческом мире?

Дмитрий Горин

Современная культура совершает явный разворот от рационального к чувственному, от значения к присутствию, от слов к телу. Сущность человека традиционно определялась в контексте подчинения телесного сначала духовному, а с XVIII века — рациональному.

О постсоветском наследии и четырех сценариях развития России

Лев Шлосберг

Советский Союз распался почти три десятилетия назад, но постсоветская эпоха все еще не закончилась, уверен политик, депутат Псковского областного собрания депутатов от «Яблока» Лев Шлосберг. Переходный период, который должен был решить задачи реформирования государственности, завершился, толком не успев начаться.

Секреты долголетия: стратегии легитимации политических режимов в России и Казахстане

Софья ду Булей

Джон Робертс о гражданском просвещении и судебной системе

Наталья Корченкова

Председатель Верховного суда США Джон Робертс посвятил свой новый ежегодный доклад гражданскому просвещению. В основе гражданственности — приверженность верховенству права, открытость судов и развитие просвещения, убежден он. Робертс объяснил, почему даже в стране с установившейся демократией ее никогда нельзя воспринимать как должное, всегда ли будет актуальным гражданское просвещение и какую роль в нем играет судебная система.

Гражданское образование в истории отечественной общественно-политической мысли. Очерк второй. Просвещение и История: контрасты николаевской России*

Александр Согомонов

Свободный философский дух, европейская образованность, независимый социальный статус и доход, постоянные поездки за рубеж, широкий круг общения и, что особенно важно, критический настрой в отношении самодержавия и крепостнической отсталости страны рано или поздно мотивировали небольшую часть русской интеллигенции первого поколения на открытое участие в прозападнической «фракции прогрессистов».

Вопрошание — путь демократизации *

Вадим Карастелев

Кризис это не только разрушение стабильности, это еще и шанс воспользоваться возможностями, которые кризис обнаружил. Кризис либеральной демократии, как в России, так и в мире, может открыть путь к поискам новых форматов обретения человеком политической свободы. Автором предлагается гипотеза о конструктивном выходе из кризиса за счет особого способа задавания вопросов, который может вдохнуть свежий воздух в базовые либеральные ценности.

Александр Радевич (1964–2019)

Дорогие друзья, с нами нет Саши Радевича. Выпускника Школы, члена Общественной палаты Удмуртии. Это не укладывается в голове. К нему неприменимо слово «был»...

Вместо репортажа

Светлана Шмелева

Хотела сделать репортаж о прошедшем в конце ноября 2019 года берлинском форуме «В поисках утраченного универсализма». Однако в итоге описание свелось к потоку мыслей, цитат и высказываний. При этом возникло непреодолимое желание исключить из этого описания и свое авторство.

Мамонотеизм. От гуманизма к трансгуманизму

Константин Рубахин

Примерно двадцать лет назад, будучи аспирантом кафедры социальной философии СПбГУ, я задумал большую работу про эволюцию европейского мифа, сублимирующего страх смерти.

Оглавление:

Берлинский форум

Тема номера

Дискуссия

Точка зрения

Гражданское общество

In Memoriam

In Memoriam